Украинские княгини на европейских престолах (часть третья)

Предыдущая
Одни великокняжеские корни и такая разная судьба у украинских княжен — одним из них посчастливилось прожить долгую счастливую жизнь, а их кровь до сих пор в каких-то минимальных процентах течет по венам современных европейских венценосцев, а другие — ушли в небытие, не оставив после себя даже имени для истории.

Причем количество известных на сегодняшний день браков между потомками Рюрика разной степени родственных связей насчитывается тридцать восемь, однако существует вероятность, что их больше из-за отсутствия достаточного количества документальных свидетельств.

Даже из тех нескольких десятков Рюриковен, которым судьбой суждено было через династические браки надеть короны иностранных государств, судьба всего лишь тридцати в той или иной степени известна. Из них, как известно на сейчас, три украинских княжны дважды были венчаны на царство (хотя относительно второго брака Елизаветы Ярославны с датским королем Свеном ІІ за несколько месяцев до ее кончины, историки до сих пор не имеют твердой доказательной базы), еще столько же получили развод от своих венценосных супругов (причем одно расторжение брака случилось по инициативе княжны из-за половой несостоятельности мужа), две приняли монашеский постриг после роскоши королевского двора и столько же две были супругами одного польского князя, а одна в браке носила одновременно две короны.

Кунегунда Ростиславна (Галицкая) (1245 – 1285), как одна из самых младших дочерей князя луцкого, будущего самопровозглашенного болгарского царя, Ростислава Михайловича, и его супруги, венгерской принцессы Анны Арпад, внучка Белы IV, приходилась сестрой королевам болгарской Елизавете Ростиславовне и польской Агриппине Ростиславовне. Ее же руку шестнадцатилетней получил после своего развода с Маргаритой Бабенберг, король Богемии (Чехии) Пшемысль Оттокара II (коронация Кунегунди состоялась через месяц после заключения пажонского брака 25 октября 1261 года). В 1283-ем (через пять лет после гибели мужа) украинская княжна таки выкупит для себя право на регенство над их сыном, наследником богемского престола, Вацлавом, который более трех десятилетий будет занимать отцовский королевский трон. Из трех дочерей Кунегунди и Перемысла две станут женами европейской высокосветкой аристократии, а судьба младшей, Маргариты, – пока не известна.

Малмфрид Мстиславовна (Мальфред, Мальфрида) (1095/1102 – после 1137), внука Владимира Мономаха и шведского короля Инге I Старшего (ее родителями были наследник отцовского престола Мстислав Великий и принцесса Кристина Ингесдоттер), в 1111-ем стала женой норвежского короля Сигурда І Крестоносца, с которым после рождения дочери Крестины (будущая мать норвежского короля Магнуса V) развелась по инициативе супруга через семнадцать лет брака. Однако судьба подготовила для Малмфрид неожиданный реванш в виде брака в 1033 году с Эриком II Памятным, который по результатам внутриполитической борьбы через год занял датский престол. Однако на том борьба за корону продолжалась и в 1037 похоронила под своими обломками венценосную пару (общих детей у украинской княжны и ее датского венценосного супруга так и не случилось).

Мария-Анастасия Владимировна (1120 – 1209), Рюриковна по отцу, князю галичскому Владимиру Володаровичу, и Арпад по матери, Софии, первенцу венгерского короля Коломана I и его супруге, Фелиции Сицилийской, она в 1151-ом стала второй супругой князя краковского периода феодальной раздробленности рода Пластов, Болеслава IV Кучерявого, занимавшего польский престол в течение двадцати семи лет. За неимением документальной информации, историкам не известны дети от этого брака.

Мария Ярославна ( – 1349), ккняжна витебская, как дочь княжившего с 1297 по 1320 год Ярослава Васильевича из ветви Рюриковичей Васильковичей (согласно упоминаниям в «Хрониках Быховца»), примеряла литовскую корону вместе с браком с Ольгердом Гедиминовичем в 1318 году. Пятеро сыновей от этого брака стали князьями полоцким псковским, брянским, киевским, черниговским, ратненским, кобринским, а единственная дочь, Агриппина, – княгиней городецко-суздальской.

Елена Ивановна (1476 – 1513), родившаяся третьим ребенком в династическом браке московского князя Ивана III из Рюриков и Софии (Зои) Палеолог, племянницы последнего императора Византии Константина XI, была выгодной партией для Александра Ягеллончика, получавшего поддержку правящего дома Руси-Украины. Елена в свою очередь через этот союз получила титул княгини литовской, а еще шесть лет спустя надела также польскую корону. Вместе, несмотря на неплохие межличностные отношения, пара продержалась не так уж и долго из-за неразрешенных религиозных разногласий (Елена отказывалась перейти в католицизм). По преданию, украинская княжна была отравлена при попытке вернуться на родину. Детей им Бог не дал.

Елена Ростиславовна (1141 – 1202/06) – дочь князя киевского Ростислава Мстиславича и шведской принцессы Кристины Ингесдоттер, внучка шведского короля Инге I Старшего и киевского князя Владимира Мономаха. Она стала супругой младшего сына князя польского Болеслава III Кривоустого, который не смотря на на все предыдущие удары судьбы (потеря отца в два и лишение по малолетству родового наследия) в 1177-ом по воле народа наденет польскую корону, а вместе с ним коронована на царствие была и его прекрасная половина. Причем Елена после смерти супруга останется на престоле еще пять лет, до самой своей смерти. Из их семерых детей двое сыновей унаследуют по очереди отцовский престол (известные в истории, как Лешко I и Конрад I), дочь Мария-Анастасия вернется на родину матери, чтобы стать княгиней киевской, а Аделаида заложит Сандомерийский монастырь.

Предслава Святополковна (Предеслава) (1090 – 1109) приходилась через отца, наследника трона Рюрика, Святополка Изяславича, правнучкой князю киевскому Ярославу Владимировичу, а по материнской крови была в родстве с богемскими князьями Пржемисловичами. Она четырнадцатилетней 21 августа 1104 года была обвенчана с венгерским принцем, князем нитронским Альмошем, который хоть и потерял физически славонскую и хорватскую короны, но продолжал непримиримую борьбу за их возвращение. Все попытки Альмоша не увенчались успехом, однако его сын с украинской княжной станет королем Венгрии Белой II Слепым, а дочери – чешской княгиней (Аделаида) и маркграфиней Австрии (София).

София Минская (около 1141 – 1198) после развода родителей, по поводу личности ее отца современные историки так и не пришли к согласию: по одной версии это был князь минский Володар Глебович, по другой — князь новгородский Владимир Всеволодович, девочка осталась с матерью, шведской королевной Риксой Болеславовной Пляст, третьим браком вновь надевавшей шведскую же корону, как супруга Сверкера I Старшего. Трудно сказать, кто родитель больше поспособствовал помолвке тринадцатилетней украинской княжны с датским королем Вальдемаром I и их последующему браку зарегистрированному 23 октября 1157 года. Из восьми детей Софии и ее мужа-венценосца Кнуд и Вольдемар стали королями Дании, а Рикиса и Ингеборга – королевами Швеции и Франции соответственно.

Ульяна Александровна (Юлиана, Юлиания, Тверская) (- 1392) из Суздальских Рюриковичей, отец – князь тверской Александр Михайлович, мать – княжна галичская Анастасия Юрьевна, была замужем за хорошо образованным великим князем литовским и русским Ольгердом Гедиминовичем с 1351-ого. Их плодовитый брак подарил миру шестнадцать детей-наследников княжеской крови, из которых заметный след в истории оставили сыновья Владислав и Свидригайло, наследовавшие отцовскую корону (первый к ней добавил еще и польскую), остальные пятеро княжили в разных украинских местах, как и восемь их дочерей, которые составили партии своим далеким родственникам, русским князьям.

Безыменная Ярославна ( – ), малоизвестная дочь князя галицкого Ярослава Осмомысла, которая должна была стать залогом поддержки Руси-Украины в противостоянии византийским посягательствам для венгерского короля Стефана ІІІ. Их брак был заключен в 1167-ом, но уже через год — аннулирован из-за нахождения нового источника поддержки при австрийском дворе через брак с дочерью герцога Австрии и Баварии Генриха II, Агнессой. Но тот развод и новая жена не принесли Стефану счастья — через три с половиной года он умер. Дальнейшая судьба безымянной украинской княжны пока не известна.

13-11-2023 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.