Где-то на грани добра и зла издревле существует рядом с человеком, но всегда независимо от него, одно из самых удивительных созданий матушки-Природы — загадочный волк. Его гордость, независимость, несокрушимость, преданность и боевой дух — это то, что всегда очаровывало сердца воинов как доминирующей касты украинского общества; предки так до конца и не определились Богу иль дьяволу принадлежит это творение, сойдясь на мысли, что сотворил его таки нечистый, но жизнь вдохнул – Господь.
Волчья мистическая сущность, как тотемного животного загадочной Луны, породила вокруг себя немало поверий, предрассудков и примет. Не зря же в украинском фольклоре существует легенда, что волк — прародитель всех животных на планете, ведь первично Тьма создала его из дерева (по другой версии из ила и грязи), как своего верного воина в борьбе против Света, огромным и послушным, но волк попал Богу в ловушку. И вместо убить, тот взял топор и изрядно обтесал сероманца, а пока работал, каждая обтесанная щепа, падавшая божественной силой наземь, превращалась в какое-то живое существо: мелкие — в белок, зайцев, мышей, червей, бабочек.., а большие становились коровами, лошадьми, китами…
С дохристианской эпохи за волками закрепилась слава ездового ведьм и непростых людей (их еще называли волхвами, как производное от «волк»), верных прислужников полесуна, а еще считается, в каждом из них кроется заколдованный человек-оборотень. При этом отношение к сироманцу в целом почтительное, даже в «Слове о полку Игореве» княжеские воины по ловкости и скорости сравнивались с этим животным. Вернуть человеческий облик по легенде ему можно было снятой с себя опоясывающей веревкой с сорока узлами, во время завязывания каждого из которых надо было приговаривать: «Боже, помоги»!
Недаром настоящие украинские воины выбирали серого своим тотемным зверем («Стрелянный волк»), ведь он ненасытен до крови как сама война (оттуда – «голодный как волк»). Поэтому, где жар адской битвы и льется ручьями свежая кровь, там всегда волчьи стаи, которых отправил «на прокорм» иль их славянский бог-полесун, или же христианский святой Юрий (по другой версии — святой Николай), ведь как говорят в народе: «Что у волка в зубах, то Юрий дал». Украинская земля бережет напоминания о том, изредка одаривая ими современников (каменные стелы возле Сватово и Керносовки).
Еще два с половиной тысячелетия назад Геродот писал, что невры (братья скифов, а возможно они сами) хоть раз в жизни превращаются в волка, и находятся в животном образе от двух до восьми лет (неделя за год), а затем возвращают свой человеческий облик. В казацкие времена такими волхвами-оборотнями, которых не брала ни пуля, ни сабля, называли характериками, самым известным из которых был атаман Сирко.
По украинским верованиям волков нельзя было убивать, потому что разгневаются сразу и небесные силы, и потусторонние земные, а леший и полесун (дресние покровители охоты), которым серые вроде собак-хранников, разгневаются и навсегда лишат нарушителя запрета охотничей удачи. А все потому, что по народными верованиями лишь волки могут съедать чертей, уничтожая частички зла сразу и навсегда без всяких ритуалов ( иначе «бы столько расплодилось, что и мир Божий не был бы виден»).
Именно поэтому с давних времен у колыбели младенца в Украине ставили вырезанную из дерева волчью тотемную фигурку-оберег или как еще ее называли «волко-няньку» (хотя в некоторых украинских местах сероманца остерегались по имени звать, чтобы «не накликать», используя вместо этого прозвище «дядька»). А в пятнадцати украинских мальчишек постригались, духовно принимая в стаю «волко-воинов», оставляя единственную прядь, как луч солнца и дорогу на небо, поэтому-то их покровителем считался бог солнца Ярило. Глаза, сердце, зубы, когти и мех серого часто использовались славянами в качестве оберегов и лечебных средств, волчий хвост – превентивная защита от всех болезней, а клыки давали грызть малышам, у которых резались зубки («чтобы новые – были здоровыми»).
И хотя убивать волков украинские предрассудки запрещали, в народе существовало немало других средств защиты от серого: сосновые занозы как оберег, стадникам не стричь волосы на Георгия, не выбрасывать собакам кости через окно, не пасти скот на Андрея, Дмитрия и весеннего Юрия (в те дни дня волки сбиваются в стаи), перед первым выпасом ударить каждый скот вербовой ветвью, в дальний путь обуть только липовые лапти, выставлять свечку на окно на Громничную Матерь Божью (той же свечой подпаливали детям кончики волос, чтобы серых не боялись), многочисленные заговоры (вроде: «Если хочешь есть, то иди домой. Если хочешь пить, то иди к реке. А если хочешь зла мне и моему стаду, то иди туда, где люди и звери не бродят, где птицы не летают. На тебе свет и меня не трож!») или просто произнести «И я – волк», а также запрет на чесание шерсти и волос, пользование ножницами в месячные «волчьи праздники», начинающиеся с 26 ноября.
Духовное же задабривание и чествование Юрьева стада приходилось на Рождественские праздники, когда веселая коляда наряженные волками с песнями-прибаутками путешествовала по селу, собирая щедрые дары воинственным духам требуя за коляду то телку, то овечку. А на пастбище в ночь перед открытием нового сезона пастухи оставляли сероманцев жертву в виде одного ягненка. Также по преданию раз в сто лет на землю приходит «волчий пастух» – огромный волк-волшебник, который предвещает войны, голод и смерть. Не к добру, если волк гнет голову к земле (говорят к покойнику), а воєт на луну – то в миру, покою и благодати.
В украинском эпосе также сохранились пересказы об огненном и золотом волках: первый рождается младенцем в рубашке или с «волчьим мехом» и является олицетворением мага-оборотня (сын Велеса в образе огненного дракона), который может снискать славе героев и совершать подвиги, второй — дух, охраняющий созревшие пшенично-ржаные поля (когда волна по полю идет, люди говорят «то Волк по хлебам проходит»), поэтому-то в народе последний сноп иногда еще называли «хлебной волчицей».
Кстати, именно от волка — символа мужества и долголетия, как считают исследователи украинской старины, произошло мужское имя Владимир (ранее: Вук, Вукомил, Вукобрат, Вукоман, Вукослав, Вуковой, Вукан, Вукашин, Беловук, Добровук, Миловук, Волк, Вовчек, Волчко, Хорт, Хортый) со всеми его новообразованиями. А семь больших и малых звезд Большого Воза — это небесные волки-стражи.