Построенный на созерцаниях звездного неба украинский народный календарь по представлениям предков предметно был материализирован в виде дуба-национального дерева жизни, что своими корнями уходило в далекое прошлое, а кроной касалось небесного свода будущего внутри яйца-вселенной, недаром же дубовыми листьями расшивали украинские женщины рубашки своим любимым, его ставили в красном углу для магической защиты дома от зла, его отварами лечились.
За много столетий до появления христианства дуб тот с двенадцатью ветвями (месяцами), на каждой из которых по шесть простых яиц (будние дни и суббота) и одно «красное» (воскресенье), в более расширенной версии на ветке по четыре гнезда (недели в месяце), в каждом из которых по семь яиц (дней), был столпом народного бытия. Хотя в более возвышенном восприятии дерево жизни заменяла летящая над землей птица-год о двенадцати ногах-месяцах, которая сносит каждий день по яичку настоящего. Причем сам год в Украине в древности начинался с 1 (от Евдокии) или 22 (весеннее равноденствие) марта, а после введения Греческого церковного календаря в 1492 году – с 1 сентября (украинские школьные традиции берегут воспоминания об этих и поныне).
За появление круга двенадцати зодиакальных месяцев традиционно украинские предки благодарили мастерскую работу небесного кузнеца Сварога, который до сих пор хранит народный фольклор в виде присказки-пожелания «Помогай Даждьбоже и круг Свароже!», а заботой о его вращении и, как следствие, порядком функционирования всего мироуклада – Матери-берегине всего сущего – Ладе. В целом, круг – это воплощение дуализма законченности цикла и одновременно бесконечность бытия.
Причем согласно украинских древних традиций сам год делился лишь на два сезона, зиму и лето, астрологическим часоделом которых выступали Волосожары, шесть звезд скученных вокруг самой большой (их еще зовут Гнездышко Качи) и Весы (уравновешивание начала и конца жизни).
Украинские месяцы, названные так по имени их небесного отца-Місяця (моск. Луна), до Остромирового Евангелия 1056-го (подтверждено Галицким 1144 года) носили другие имена и были песонифицированы в человеческий облик с характерными чертами поведения:
январь (просинец) – бедность – покровительница – Дана
февраль (січень) – секет – покровитель Велес,
март (березоль) – плачет – покровительница Лада,
апрель (сухой) – цветет – покровитель Ярило,
май (травень) – пригревает – покровитель Дажбог,
июнь (изок) – скачет – покровитель Купайло,
июль (червень) — красуется – покровитель Перун,
август (зарев) – печет – покровитель Спас,
сентябрь (руен) — боится – покровитель Мировид,
октябрь (листопад) – печалится – покровительница Слава,
ноябрь (грудень) – изменчивый – покровительница Доля,
декабрь (студень) – морозит – покровитель Сварог.
Старшинство же братьев-месяцев шло в обратном измерении – самым старшим был Февраль, а Март – самым молодым сыном года. Хотя с введением четырехсезонности, у каждого из них появилось собственные матери-тезки названиям времен года (Весна, Лето, Осень и Зима) с тремя сыночками, сташинство которых обуславливалось календарным циклом, начиная с первенца.
Издревле украинский тиждень (происходит от «в тот же день») (моск. неделя) состоял из семи дней, каждый из которых, как месяцы, имели личные черты и советы-приметы относительно их влияния на окружающий мир в целом и людей в частности, причем большинство из них уже в современной интерпретации остается в обиходе и по сей день:
понедельник – тяжелый – покровитель Велес – планета Луна,
вторник – прибыльный – покровитель Арест – планета Марс,
среда (тройник) – изменчивый – покровитель Дана – планета Меркурий,
четверг – работящий – покровитель Числобог – планета Перун,
пятница – печальница – покровитель Доля – планета Венера,
суббота (шестирица) – заключительный – покровитель Стрибог – планета Сатурн,
воскресенье – отдыхающий – покровитель Дажбог – планета Солнце.
Интересно, что фактически до ХХ века во многих украинских документах привязка события велась не к календарной дате, а относительно праздники в народном календаре. Причем большинство праздников и традиций честуємых украинцами по сей день доходят до седо-прессовой дохристианской древности, хотя власть чужих временщиков всяческими способами (иногда жестким принуждением и стожайшими запретами) столетиями пыталась искоренить праславянские традиции, но колядки, щедривки, купальские костры, вечерницы, заговоры и гадания до сих пор живут в украинских домах бок о бок с церковными верованиями.