Высокие античные стандарты с их четкостью мысли, совершенством форм и воспевания общечеловеческих ценностей – вот те принципы, которые собрали вокруг Николая Зерова круг литературных единомышленников, которые стали первыми украинскими неоклассиками. Он стал тем вдохновителем, который заставил естественный талант превратиться в настоящий бриллиант профессионального мастерства, чье творчество живет во веки.
Его подарила Украине богатая талантами Полтавщина образца 1890 года. Родительская школа в родных Зинковцах, где уровень образования был на значительно более высоком уровне, чем обычного провинциального, а его отец, Константин Ираклиевич — не рядовым педагогом, если с ее парт тогда, кроме Николая, вышли такие выдающиеся украинские имена, как Остап Вишня, Михаил Тарханов, Сергей Пидгаецкий. Ахтырская шестилетка, стены которой дали стране Сергея Миротворцева, Михаила Рудинского, Бориса Антоненко-Давыдовича. Харьковский истфак, который он закончил перед началом самых судьбоносных для Украины событий начала ХХ века.
За какие-то пять (1914 – 1919) нелегких для Украины лет борьбы за свою независимость от московских царских и большевистских оккупантов, ученый Николай Константинович своим талантом и трудолюбием успел сделать сногсшибательную карьеру от учителя до профессора Киевского архитектурного.
После возобновления московской оккупации Зеров остается работать в научно-образовательной сфере, с 1923 года как доктор столичного Института народного образования. Именно где-то в то время начинается активизация его усилий по выработке критериев создания литературных произведений на основе общечеловеческих ценностей в совершенной подаче их формы (то, что потомки назовут «принципами украинской неоклассики»); образцом для себя он избрал для себя образцом сонеты и александрийские стихи.
Николай Константинович занимается не только сочинением стихов, он переводит античную литературу на украинский, как критик принимает активное участие в литературных дискуссиях 1925 – 1928 годов, поддерживая теоретическое обоснование Хвылевого, издает многочисленные труды по истории отечественной литературы… и все это невзирая на давление советских оккупантов и политическое преследование выдающегося украинского литератора.
Противостояние с властью становилось все острее с окончательным закреплением красной диктатуры по угнетению всех украинских националистических очагов сопротивления. По давней традиции НКВД-овских палачей в ночь на 28 апреля 1935 года произошла кульминация — Зерова арестовали в подмосковном Пушкино и этапировали в Киев по обвинению:еволюционной организации». Вместе с ним по делу проходили Вороный, Митькевич, Лебедь, Пилипенко, Филиппович.
1 февраля 1936 трибунал Киевского военного округа без участия сторон судебного процесса, как обвинения, так и защиты, без предоставления реальных доказательств или показаний признал Николая Константиновича виновным с приговором — десять лет концлагерей с конфискацией. Этапирование, долгий путь, в июне заключенный был доставлен на Соловки. По воспоминаниям Подгайного он даже в лагере был самой яркой фигурой со своими безмятежной улыбкой, профессорской шляпой, непременным пенсне да с книгой в руках.
В перерывах между сверхтяжелым принудительным трудом Зеров, словно в своем киевском рабочем кабинете, спокойно сидя на каком-то камне читал Вергилия или Катулла к всеобщему удивлению окружающих.
9 октября страшного 1937-ого без всяких оснований ленинградские палачи из НКВД сменили украинскому литератору приговор по фальсифицированному делу – на казнь, которая была приведена в исполнение через двадцать четыре дня.