На осеннего Урая-Юрия или Егория. Волчий праздник

Известный с древних времен Волчий праздник, в который украинские предки просили небесного Урая, повелителя лесных хищников, уберечь скот и домашнюю птицу от волчьих зубов, имело глубинный сакральный смысл, заключавшийся в признании безграничной силы дикой природы, священного трепета и преклонения перед ней. Ведь поиск баланса гармоничного сосуществования с живим и неживым человечеству приходилось искать всю жизнь, выискивая магически-мистические ритуалы способные обеспечить устойчивый результат в етом изменчивом мире.

Фактически Урай (он же перекрещенный пришедшим христианством на святого Юрия – Георгия – Егория, которое для укоренения которого этой датой святило столичный храм перед Софийским собором в честь святого) считался покровителем не только диких, но и домашних животных, потому как именно ему принадлежало право решать кому из них жить, а кому – умереть (недаром же говорили «у волка в зубах, что Егорий дал»). Просто волк в Украине был самым распространенным и самым кровожадным хищником, поэтому небесный покровитель зверей отождествлялся именно с предводителем его стаи.

На Осеннего Юрия, когда впереди был долгий голодный зимний период, ему молились для защиты своего скота, в защиту от укусов всевозможных гадов, которые в поисках тепла прибивались к человеческим жилищам в поисках спасения от холодов, и земных плодов (чтобы хорошо «лежали» не порченными разными паразитами аж до весны).

Важность быть услышанными на небесах (ведь от этого зависело благополучие, а иногда и сама жизнь, всей семьи, не только животного ее хозяйства) было в древнейшие дохристианские времена на столько важным, что волчьи праздники («влчи празницы») длились аж три (в некоторых местах до двенадцати) дней. Причем к Юрию обращались не только молитвами, но и колядками и танцами юношества, вкусными блюдами и обильными напитками щедрого стола старшего поколения.

Повелитель трех стихий, владелец ключей от небесных врат… в христианских канонах Георгий-победитель изображается всадником черного (небо с его непорочной чистотой), белого (белый мир живых) или красного (ад грешников) коня, как символа покорения небесному опекуну животных всего живого во всех трех мирах согласно старинным легендам и сказкам дохристианской эпохи и апокрифам да преданиями более поздних времен.

Пастухи, которым Урай был при первом помощнике, 26 ноября клялись не стричь волосы, чтобы обезопасить свои стада от волков. У украинок же были свои магические ритуалы на Волчьи праздники для обезопасения своего поголовья в будущем: не касаться каких-либо колюче-режущих предметов («чтобы скот не трогали волчьи зубы»), не стирать белье (потому что пена от стирки ассоциировалась с волчьим бешенством), не прясть (чтобы шерсть не напоминала зверю об овцах). Особенные обряды были посвящены «закрытию» и «зашиванию» волчьей челюсти: первый заключался в обматывании и завязывании закрытых лезвий ножниц веревкой, а второй – в зашивании подола своей одежды.

Такой богатый образ не мог не оставить после себя след в украинском фольклоре, который хоть и менее заметен, чем отпечаток его весеннего тезки, но все же имеется: Георгий едет, ледяные дороги мостит; какой Урай, такова и зима; от Осеннего Юрия до Весеннего Юрия тепла не жди.

26-11-2024 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.