Спасская церковь в Натальевке

История

Спасская церковь в Натальевке Спасская церковь

Заря нового ХХ столетия, казалось, предвещала лишь мир, покой и созидание многострадальной украинской земли, а наделе была лишь короткой передышкой перед еще более страшными испытаниями уготованными небесами, в мгновение ока обратившись черным вороном войны. И хотя отсталая Московская империя пыталась сделала первые шаги на пути цивилизации и прогресса, но жить ей под царским скипетром оставалось считанные годы. А пока…

Пока в роскошной усадьбе Харитоненко под Харьковом устраиваются шумные охоты и балы, питомцы ее конезавода берут призы на столичных скачках, хозяйская коллекция пополняется шедеврами мировой живописи, а просторы обширного парка заселяются экзотической для этих мест дичью. Сладкие доходы семи сахарных заводов текут рекой и кажется, что весь воздух Натальевки дышит благополучием, процветанием, уверенностью в завтрашнем дне.

Пилястры с ликами святых натальевской церкви Пилястры с ликами святых

Одним из предметов особой гордости хозяина Павела Ивановича Харитоненко (1853-1914) была уникальная коллекция предметов культа XIIXVIII столетия (оценочная стоимость составляла баснословные сто пятьдесят тысяч рублей), для показа которой на Всемирной Парижской выставке 1900 года магнат даже арендовал целый павильон, а в дни празднования 300-летнего юбилея царского дома она была представлена в Москве.

Любимый бриллиант требовал достойной оправы, для организации которой действительный статский советник не пожалел средств — по его просьбе Михаил Васильевич Нестеров (1862 – 1942) уговорил ранее участвовавшего в строительстве парадных врат Натальевки Алексея Викторовича Щусева (1873 — 1949) разработать в 1908-ом для имения проект небольшой церкви вместе с резным колодцем, которая бы приютила в своих стенах музейную коллекцию.

Однако выбор лучшего места на территории огромного поместья, поиск необходимых материалов и организация строительных работ отложили претворения проекта в жизнь на три года. Причем на торжественной закладке первого камня присутствовали все члены семьи Харитоненко во главе с действительным статским советником Павлом Ивановичем, а честь называться зодчим Спасской церкви в Натальевке принадлежала Алексею Михайловичу Рухлядеву (1882 — 1946), под присмотром которого грандиозный проект стоимостью триста пятьдесят тысяч рублей реализовался два года.

Колокольня натальевского Спасского храма Колокольня натальевского храма

На работах по отделке был задействован целый коллектив скульпторов (С.Т. Коненков, А.Т. Матвеев, С.А. Евсеев) и мраморщиков (В. Елизаров, С. Круглов, Е. Соколов), стараниями которых перед публикой собравшейся 7 июня 1913 года на освящение нового семейного храма Харитоненко с резным деревянным колодцем рядом и оригинальной колокольней предстало настоящее произведение архитектурного искусства достойное тех церковных раритетов, для хранения коих оно было создано.

Вот только в первозданном виде Спасской церкви довелось существовать лишь год — 13 апреля 1914 года умер хозяин Натальевки, через три с половиной месяца началась Первая мировая война, а потом и большевицкое восстание, по итогам которых Восточная Украины была оккупирована кровавыми советами реквизировавшими все частное имущество. Семья Харитоненко навсегда покинула родину.

Завершение Спасо-Преображенского храма Харитоненко Завершение Спасо-Преображенского храма

В 1920-ом усадьба сахарозаводчиков на Мерчике стала совхозом «Натальевка», а церковь с одобрения оккупационных властей на первых порах превращена в музей древнерусского искусства со сбережением большей части уникальных экспонатов, который был призван служить назиданием и образцом поколению молодых пролетариев для создания своей собственной новой культуры.

Да только благое начинание в слобожанской глубинке не нашло отклика у новых «хозяев» украинской земли, которые не только не приумножали собранную Харитоненко коллекцию, а понемногу начали изымать отдельные особо ценные экспонаты в личное пользование. Так что в 1934-ом после отправки оставшихся ценностей кровавым режимом в свою столицу, музей попросту был закрыт, а его здание приспособлено под склад открытого на территории усадьбы туберкулезного санатория.

Апсида натальевской церкви Харитоненко Апсида натальевской церкви

Развязанная Союзом и фашистской Германией Вторая мировая война 1939 – 1945 окончательно положила конец роскошной некогда коллекции, когда в топке боевых действий сгорели последние ее литературные экспонаты. А после – коммунистический режим не нашел лучшего применения стенам Спасской церкви как использование под котельную Натальевского санатория, в качестве которой они служили вплоть до конца 1980-х.

Позднее святыня станет бильярдным клубом, при этом ее внутренний интерьер с уникальными росписями и элементами деревянной отделки будет каждый раз изменяться в духе времени с помощью ведра белил и обычной малярной кисти. Так что к моменту ликвидации санатория и передачи храма общине от него практическим мало что останется.

Возвращение в 2001-ом святыни православной общине станет началом долгого пути возрождения и испытаний, который она пройдет с честью, десятилетия спустя став одним из центров паломничества харьковской земли, известным далеко за пределами округи.

Архитектура

Спасо-Преображенский храм в Натальевке Спасская церковь в Натальевке

Трехчастный кирпичный храм в облицовке из шлифованного известняка, что расположен по оси главной подъездной аллеи Натальевского комплекса, представляет собой однокупольное сложнопрофильное в плане (квадратный притвор, более широкий неф с аркой-порталом алтарной части, ризница и маленькая полукруглая апсида) сооружение с пристроенной в юго-восточной части колокольней под ромбовидной кровлей. При этом завершения стен центрального входа (притвор) – килевидное, основного объема — щипцовые, а боковых срезаны под крутой скат.

Основной доминантой комплекса служит огромный непропорциональный небольшим размерам строения купол на высоком световом барабане, отделкой которого служат искусная резьба по камню растительно-религиозного характера и узкие вытянутые оконные арки с опоясывающим карнизом-бровкой.

Второй архитектурный акцент сосредоточен на соединенной с основным объемом переходом с крыльцом двухъярусной колокольне, уникальность которой заключается в соединении квадратного в плане основания с восьмигранником верхней части (восемь пятигранных пилонов соединенных арками) под позолоченной шлемовидной главкой.

Мальтийский крест храма в Натальевке Мальтийский крест в Натальевке

Основной внешний декор Спасской церкви составляет искусная резьба по камню это: и тимпан треугольного центральный фронтона весь увитый лозами жизни со святыми фигурами, и барельефное распятие с южной стороны возле колокольни, и божественный горельеф с внешней стороны апсиды, и памятная надпись об основании храма в северной части, и розетки с подгрудными изображениями небесных защитников дома Харитоненко фланкирующих пилястр главного входа, а так же мозаичное панно над центральным входом.

Из внутреннего убранства стоит отметить сводчатые перекрытия, полусферический свод центрального объема, частично восстановленную настенную церковную растительно-животную роспись художника Александра Ивановича Савинова (1881 — 1842) и огромный подвал под крестовыми и полуциркульными перекрытиями, расположенный под всем периметром, включая колокольню (крутые кирпичные ступени вниз в восточной части).

Достопримечательности

Ризница Спасского храма Ризница

Натальевский храм уникален не только своими архитектурными изюминками, но и маленькими милыми сердцу хозяина элементами, придающими ему дополнительное очарование с легким налетом загадочности. Чего стоит вмурованный в стену крест, привезенный Павлом Ивановичем с острова Мальта, куда он по преданию попал из Святой Земли, или горельеф Христа в терновом венце как материальное воплощение всемогущего Рима, иль симметричные силуэты птиц как обещание и вера в будущее воскрешение.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Харьковская обл., с. Владимировка, ул. Лесная, 17/1.

Ссылки

Как добраться

Автотранспортом по трассе М03 (Е40) (Киев — Лубны — Полтава — Харьков — Ростов-на-Дону) или Р46 (Харьков — Ахтырка) / Р45 (Сумы – Богодухов). Далее Т2106 (Старый Мерчик – Краснокутск) до Мурафы. Центральный въезд в Натальевку находится в 4,5км на север (через село от трассы по главной). Спасская церковь расположена в восточной оконечности аллеи, идущей от центральных ворот.

Общественным транспортом с харьковского автовокзала маршрут «Харьков — Краснокутск» до села Мурафа, а потом пешком 2,5 км до натальевского храма.

Виктория Шовчко

Обсудить статью в сообществе