История
Заря нового ХХ столетия, казалось, предвещала лишь мир, покой и созидание многострадальной украинской земли, а наделе была лишь короткой передышкой перед еще более страшными испытаниями уготованными небесами, в мгновение ока обратившись черным вороном войны. И хотя отсталая Московская империя пыталась сделала первые шаги на пути цивилизации и прогресса, но жить ей под царским скипетром оставалось считанные годы. А пока…
Пока в роскошной усадьбе Харитоненко под Харьковом устраиваются шумные охоты и балы, питомцы ее конезавода берут призы на столичных скачках, хозяйская коллекция пополняется шедеврами мировой живописи, а просторы обширного парка заселяются экзотической для этих мест дичью. Сладкие доходы семи сахарных заводов текут рекой и кажется, что весь воздух Натальевки дышит благополучием, процветанием, уверенностью в завтрашнем дне.
Одним из предметов особой гордости хозяина Павела Ивановича Харитоненко (1853-1914) была уникальная коллекция предметов культа XII — XVIII столетия (оценочная стоимость составляла баснословные сто пятьдесят тысяч рублей), для показа которой на Всемирной Парижской выставке 1900 года магнат даже арендовал целый павильон, а в дни празднования 300-летнего юбилея царского дома она была представлена в Москве.
Любимый бриллиант требовал достойной оправы, для организации которой действительный статский советник не пожалел средств — по его просьбе Михаил Васильевич Нестеров (1862 – 1942) уговорил ранее участвовавшего в строительстве парадных врат Натальевки Алексея Викторовича Щусева (1873 — 1949) разработать в 1908-ом для имения проект небольшой церкви вместе с резным колодцем, которая бы приютила в своих стенах музейную коллекцию.
Однако выбор лучшего места на территории огромного поместья, поиск необходимых материалов и организация строительных работ отложили претворения проекта в жизнь на три года. Причем на торжественной закладке первого камня присутствовали все члены семьи Харитоненко во главе с действительным статским советником Павлом Ивановичем, а честь называться зодчим Спасской церкви в Натальевке принадлежала Алексею Михайловичу Рухлядеву (1882 — 1946), под присмотром которого грандиозный проект стоимостью триста пятьдесят тысяч рублей реализовался два года.
На работах по отделке был задействован целый коллектив скульпторов (С.Т. Коненков, А.Т. Матвеев, С.А. Евсеев) и мраморщиков (В. Елизаров, С. Круглов, Е. Соколов), стараниями которых перед публикой собравшейся 7 июня 1913 года на освящение нового семейного храма Харитоненко с резным деревянным колодцем рядом и оригинальной колокольней предстало настоящее произведение архитектурного искусства достойное тех церковных раритетов, для хранения коих оно было создано.
Вот только в первозданном виде Спасской церкви довелось существовать лишь год — 13 апреля 1914 года умер хозяин Натальевки, через три с половиной месяца началась Первая мировая война, а потом и большевицкое восстание, по итогам которых Восточная Украины была оккупирована кровавыми советами реквизировавшими все частное имущество. Семья Харитоненко навсегда покинула родину.
В 1920-ом усадьба сахарозаводчиков на Мерчике стала совхозом «Натальевка», а церковь с одобрения оккупационных властей на первых порах превращена в музей древнерусского искусства со сбережением большей части уникальных экспонатов, который был призван служить назиданием и образцом поколению молодых пролетариев для создания своей собственной новой культуры.
Да только благое начинание в слобожанской глубинке не нашло отклика у новых «хозяев» украинской земли, которые не только не приумножали собранную Харитоненко коллекцию, а понемногу начали изымать отдельные особо ценные экспонаты в личное пользование. Так что в 1934-ом после отправки оставшихся ценностей кровавым режимом в свою столицу, музей попросту был закрыт, а его здание приспособлено под склад открытого на территории усадьбы туберкулезного санатория.
Развязанная Союзом и фашистской Германией Вторая мировая война 1939 – 1945 окончательно положила конец роскошной некогда коллекции, когда в топке боевых действий сгорели последние ее литературные экспонаты. А после – коммунистический режим не нашел лучшего применения стенам Спасской церкви как использование под котельную Натальевского санатория, в качестве которой они служили вплоть до конца 1980-х.
Позднее святыня станет бильярдным клубом, при этом ее внутренний интерьер с уникальными росписями и элементами деревянной отделки будет каждый раз изменяться в духе времени с помощью ведра белил и обычной малярной кисти. Так что к моменту ликвидации санатория и передачи храма общине от него практическим мало что останется.
Возвращение в 2001-ом святыни православной общине станет началом долгого пути возрождения и испытаний, который она пройдет с честью, десятилетия спустя став одним из центров паломничества харьковской земли, известным далеко за пределами округи.
Архитектура
Трехчастный кирпичный храм в облицовке из шлифованного известняка, что расположен по оси главной подъездной аллеи Натальевского комплекса, представляет собой однокупольное сложнопрофильное в плане (квадратный притвор, более широкий неф с аркой-порталом алтарной части, ризница и маленькая полукруглая апсида) сооружение с пристроенной в юго-восточной части колокольней под ромбовидной кровлей. При этом завершения стен центрального входа (притвор) – килевидное, основного объема — щипцовые, а боковых срезаны под крутой скат.
Основной доминантой комплекса служит огромный непропорциональный небольшим размерам строения купол на высоком световом барабане, отделкой которого служат искусная резьба по камню растительно-религиозного характера и узкие вытянутые оконные арки с опоясывающим карнизом-бровкой.
Второй архитектурный акцент сосредоточен на соединенной с основным объемом переходом с крыльцом двухъярусной колокольне, уникальность которой заключается в соединении квадратного в плане основания с восьмигранником верхней части (восемь пятигранных пилонов соединенных арками) под позолоченной шлемовидной главкой.
Основной внешний декор Спасской церкви составляет искусная резьба по камню это: и тимпан треугольного центральный фронтона весь увитый лозами жизни со святыми фигурами, и барельефное распятие с южной стороны возле колокольни, и божественный горельеф с внешней стороны апсиды, и памятная надпись об основании храма в северной части, и розетки с подгрудными изображениями небесных защитников дома Харитоненко фланкирующих пилястр главного входа, а так же мозаичное панно над центральным входом.
Из внутреннего убранства стоит отметить сводчатые перекрытия, полусферический свод центрального объема, частично восстановленную настенную церковную растительно-животную роспись художника Александра Ивановича Савинова (1881 — 1842) и огромный подвал под крестовыми и полуциркульными перекрытиями, расположенный под всем периметром, включая колокольню (крутые кирпичные ступени вниз в восточной части).
Достопримечательности
Натальевский храм уникален не только своими архитектурными изюминками, но и маленькими милыми сердцу хозяина элементами, придающими ему дополнительное очарование с легким налетом загадочности. Чего стоит вмурованный в стену крест, привезенный Павлом Ивановичем с острова Мальта, куда он по преданию попал из Святой Земли, или горельеф Христа в терновом венце как материальное воплощение всемогущего Рима, иль симметричные силуэты птиц как обещание и вера в будущее воскрешение.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Харьковская обл., с. Владимировка, ул. Лесная, 17/1.
Ссылки
- Заметки путешественника. Солодкий сон «Наталіївка»
- Исторические персоны. От храма к мавзолею, от веры к атеизму
Как добраться
Автотранспортом по трассе М03 (Е40) (Киев — Лубны — Полтава — Харьков — Ростов-на-Дону) или Р46 (Харьков — Ахтырка) / Р45 (Сумы – Богодухов). Далее Т2106 (Старый Мерчик – Краснокутск) до Мурафы. Центральный въезд в Натальевку находится в 4,5км на север (через село от трассы по главной). Спасская церковь расположена в восточной оконечности аллеи, идущей от центральных ворот.
Общественным транспортом с харьковского автовокзала маршрут «Харьков — Краснокутск» до села Мурафа, а потом пешком 2,5 км до натальевского храма.