В ту седую древность, которую не помнят даже древние украинские летописи, а лишь людская молва, говорят, жил где-то на просторах от Сяна до Дона красавец-великан, ратными подвигами увековечивший себя в летах, богатырь Лиман. И было у славного казака двое любимых детей от небесной богини, обое беленькие: старшенькая красавица Десна и младшенький Днепр.
Детки росли здоровыми и сильными. Быстро летели год за годом. Стал старым воин, давно уж его доспехи мирно покоились на чердаке дома. Однажды, грея свои старые кости под ласковыми лучиками украинского летнего солнца, думал он свою стариковскую думу… и, как ни печалилось отцовское сердце, ни сковывала ледяными объятиями душу тоска, решил он, что пора отпустить свою кровиночку жить свою жизнь — незачем молодость наручниками седины возле себя держать.
Позвал он Десну и Днепр, сказал свое отцовское слово, наутро наказал прийти за его родительским благословением. Запечалились дети, Десна даже немного поплакала…, но совсем недолго, ведь девичьи слезы – что утренняя роса. Уставшие и немного испуганные легли они спать в своих опасениях и радостном предчувствии перемен.
Десна утомленная переживаниями сразу уснула, а вот Днепр все вертелся и крутился, сна ни в одном глазу. Во время того ночного бдения пришло ему в голову на рассвете первому, перед сестрой получить родительское благословение (ведь дух соперничества между ними всегда существовал). В лихорадочном возбуждении, все время глядя на сестру, в своих опасениях: не проснулась ли, едва дождался мальчишка рассветной зори.
С первым проблеском солнечного луча бросился к отцу с мольбой первым получить разрешение покинуть родные стены и крещение на добрую судьбу. Лиман заколебался-было от такой сыновней просьбы.., но рассудил так: как он первый прибежал, то ему свобода, пожалуй, нужнее сестры, – потому и благословил на здоровье, на волю, на счастливую судьбу. Побежал радостный Днепр по горам и долам, по оврагам и полям, по лугам и холмам.
Десна же проснулась в полдень, потянулась сладко, глядь — а Днепра-то уже и след простыл. Бросилась она к отцу за благословением в надежде догнать и опередить по праву старшинства братца. Перекрестил ее Лиман на дорожку и полетела она с белыми крыльями отцовского слова за плечами, все ножки сбила, но даже следа Днепра не видала.
Позвала тогда себе на помощь красавица черного ворона с черным же клювом, который летает так высоко, что на всей украинской земле от его зоркого глаза не спрятаться. Умная птица усмотрела Днепра и указала сестре его путь. Что духа пустилась Десна за ним, а ворон ей дорогу указывал. Долго она так бежала, но братец петлял, выворачивался и снова убегал за горизонт.
И снова кликнула на помощь Десна ворона, чтобы помог ей хотя бы поймать брата. Тот со всей высоты бросился за Днепром, схватил мальчишку за рубашку, а сестра тем временем успела схватить птицу за хвост… От толчка все трое полетели на землю кубарем.
Вдруг в этот момент вмешались сами силы небесные — чтобы не было на украинской земле зависти и злобы, превратили они и брата, и сестру, а вместе с ними и ворона в бурный речной поток. Так появились в Украине река Десна с белесой водой, впадающей в черные от вороньего пера бурные Днепровский потоки. И бегут-текут с той поры их воды уже в мире и согласии через украинские просторы аж до самого Черного моря.