В глубинах украинской мифологии, где небо сливается с землей, а стихии говорят на языке богов, он есть величественный владыка ветров, бури, грозы и холода. На его имени, звучащем как эхо всемогущества и необузданной силы, стоит печать то ли отца Вселенной (от «стий – отцовский), иль отцовского брата («стрий» – брата отца). Но кто он всущности, этот таинственный Стрибог, держащий в своих руках силу ветров и помогающий громовержцу Перуну в его нескончаемых битвах с вселенским злом?
По украинским верованиям, за ним закрипилась слава не только небесного повелителя бурь и ветров, но и отца многочисленного семейства воздушных духов-ветрованцев — шестерых сыновей, шестерых дочерей и множества внуков, каждый из которых нес в мир его волю. И того, чья сила в единоборстве-соревновании сиюминутно сильнее, с той стороны и дует на земле ветер: Север – с холодних севрных просторов, Ветрило – теплих южных широт, Стрига – восточных, сонячних. Бегун, Вихрь, Долишний, Труба, Грозовой, Легит, Летник, Моряк… их имена звучат, как заклятия из природного словаря, и в каждом из них ощущается дыхание неба, шорох лист, неудержимый горный рокот иль ласковое дыхание вечера над рекой. Они — его род и сила, войско Стрибожье в борьбе з демонами.
Есть у Стрибога волшебный золотой рог – стоит лишь затрубить в него, и со всех сторон небо полнится воинством, летящим на крыльях бури. Этот образ, как громовой отклик Перуна, непобедимого бога войны, который по первому свисту союзника Стрибога вырывается из облаков со своими смертоносными стрелами-молниями, которые не сможет отвернуть ни одна сила во всем свете.
Хотя праукраинцы молили бога украинских ветров о хорошей погоде, он никогда не был прирученным или мягким божеством. Его власть — это жесткая сила равновесия: он мог и ласково подуть на колосья ржи, и стереть с лица земли целое селение смерчем. Когда же на родину ступала вражеская нога, он поднимал в бой бесчисленные орды своих воинов, чтоб биться плечом к плечу с Перуном и Даждьбогом, трепеща над полем битвы жовто-блакитним стягом. Его ветры отводили вражеские стрелы, обращали коварную тучу в защиту родного края.
Стрибог занимает почетное место в древнерусских источниках: в «Повести временных лет» упоминается, что князь Владимир установил в Киеве кумиры Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога и Мокоши; в Слове о полку Игоревый – предстает как дед, чьи „внуки“-ветры веют стрелами на воинов; в «Велесовой книге» его описывают как того, кто «свистит в степях» и «ярит ветры на землю».
Культ Стрибога оставил след и в географии: реки Стырь, Стрый, Стрибожская, озеро Стрибоже, село Стрибиж на Житомирщине или урочище Стриболивщина на Ровенщине – все эти названия свидетельствуют о его значимости для праукраинцев. Люди молились Стрибогу за хорошую погоду, ведь от его воли зависели урожай и благосостояние.
Стрибога почитали 14 июля, в день, который позже ассоциировали со святым Куриком (его так и звали: «Курик-Ветрогон»). Сегодня Стрибог остается символом связи с природой и ее неумолимыми силами. Он напоминает нам, что стихии – это не только красота, но и могущество, которое требует уважения и почитания. И при этом Стрибог до сих пор остается загадкой: был ли он лишь богом ветров, или олицетворением более широкой идеи небесного отца? Ведь его образ объединяет нежность легкого ветерка Ласкавца и грозную силу Смерча, он – защитник и разрушитель, дед и воин, чей свист до сих пор в степях украинского Дикого поля.