Жизнь и смерть, огонь и кровь переплетены в вечном страстном танце вселенной — то и есть святой для украинцев калиновый цвет, само Великое дерево жизни и судьбы, белый свет в его сублимации от сотворения и до скончания веков. Потому и почитают это дерево в Украине издавна за лечебные свойства, помогающие выздороветь от недугов телесных да духовных, за красный цвет жара, который дает возможность всему живому продолжать свой танец жизни, за красоту, что ласкает глаз и целует уютом душу.
Калина — то девичья красота. В ее гроздьях и ветвях, листьях и корнях запечатлена вся женская судьба с младых ногтей и до самой смерти: радость, любовь, верность, предательство, тоска, горе… все есть в этом чарующем дереве, чтобы передать богатство чувств и настроений изменчивой прекрасной половины: сам куст — то украиночка, а цвет и ягодки — ее детки. Присутствие ее во дворе выступало символом верности и преданности в брачных отношениях и семейных связях. На вышиванках, в веночках, на рушниках, в расписных узорах, посуде, домашних украшениях… присутствует калиновый образ как оберег их хозяйки и ее семьи.
Красно-алый, как выдержанное хорошее вино, терпкий на вкус и дурманящий голову, сок Перунова дерева традиционно отождествлялся с дуализмом крови, что жилами-сосудами питает каждую клетку тела: с одной стороны мужским огненно-ярким бурным началом, с другой — женским влажно-тягучим темным источником. Цвет крови сделал калиновые ягоды частью казачьей культуры, в которой они выступали символом памяти о погибших в бою воинах, а сама рубиново-пурпуная гамма стала базовой для так называемой «китайки» (платка, которым накрывали лицо павших).
Существует до сих пор в Украине поверье, что калина – духовный мостик между мирами, соединяющее звено между прошлым, настоящим и будущим. Может, то поверье появилось благодаря чудодейственным лечебным свойствам калиновых ягод, которые благодаря уникальному набору витаминов и микроэлементов ставят на ноги мигом даже тяжело больных, а здоровым дарят прилив сил и энергии, что широко применяется и сейчас в народной медицине.
Листья калины заваривали как тонизирующий чай, что, выпитый с утра, придавал бодрости на весь день забот и хлопот. Попаленными ветками ее окуривали дом от нечистого и держали в руках при произнесении заговора на остановку кровотечения: «Калиновым мостом шли три сестры: Калина, Малина и Шипшина. Не умели они ни шить, ни прясть, только умели сечь-рубать, реки пропускать: одна река водяная, вторая река огненная, третья река кровяная; водяной огонь заливать, кровяной кровь унимать».
Украинский фольклор придавал ломке калины или падению с нее капель утренней росы немного другой, интимный подтекст, связанный с потерей девственности. Потому цвет, как отождествление расцвета девичьей красоты («пышна, как калина в цвету»), широко использовался в свадебной обрядности и атрибутике: свадебный каравай и чарку молодой украшали калиновой гроздью, ее же вплетали в гильце и веночек невесты. «Калиной» же называли все связанное с таинством перехода от девичьего статуса к женскому в день свадьбы: саму невесту, ее красную ленту, рубашку после потери невинности («Темного луга калина, доброго отца дитя: хоть по ночам ходила, да калину при себе носила: купцы покупали — не продала, парни просили — она не дала, шелком ноженьки связала, за всех тому Иванку держала»).
В растительной украинской духовной архитектуре, запечатленной в народных песнях и пословицах, обрядах и магии, вышитом орнаменте и росписях хат, центральное место также занимает красавица-калина, которую в качестве оберега и сейчас сажают перед родовыми домами и на могилах предков как сильный духовный оберег семьи от нечистого и его приспешников. Ведь считается, что это и есть земное воплощение Великого дерева жизни, на вершине которого божьи пташки (обычно соловей или кукушка) клюют красные ягодки, а слетая с него – приносят украинству свежие новости.
Калиновая магия, как утверждает народная молва, как человек: все слышит, все видит, все чувствует… Она может о многом поведать о тайнах девичьей души: качается без ветра — молодица по любимому тужит, быстро опадает калиновый цвет — так минет девичья красота, как ветви клонятся долу — грустит от одиночества, ходить по калину — искать жениха, большой урожай ягод — старшая женщина, а сломанная — преданная и покинутая.
Даже приворожить можно любимого, если окропить все его хоженые тропки настойкой на калиновом цвету. Только делать это нужно тайком, чтобы посторонний глаз не увидел. Недаром из кистей и гроздей Перунова дерева, согласно украинских легенд, мавки обычно плетут себе чаровные веночки.
Священность калинового дерева в Украине была настолько всеохватывающей (некоторые лингвисты усматривают в самом названии производное от круга Сварожьего, основоположной сентенции всего украинства), что с малых лет детки усваивали, что нельзя дереву наносить малейшего вреда — не только ломать ветви, даже листья рвать без нужды («сухой калиновый лист — то к печали и беде»). Сажали калину обычно в лучшем месте, где ее никто из домашнего скота не мог потревожить – возле калитки за двором или в палисаднике перед центральными окнами. Старое же засохшее дерево обязательно сжигали, чтобы его душа вознеслась на небеса, а потом живительными каплями снова упала на землю, давая жизнь новой поросли калины.