День, когда богиня Макоша уже с поднятыми вверх руками (что знаменовало окончание тяжелого плодородного сезона, когда ее персты были обращены к земле) впервые после всех полугодичных забот бросала свой взгляд на подвластное ей украинское царство, хоть и был тот первый после хлопотного лета взгляд быстрым и переменчивым, брошенным так, мимоходом. Ведь чтобы отдохнуть, прихорошиться и показать себя во всей красе этой придирчивой, почтенной даме потребуется еще две недели (ее звездный час — 28 октября).
Поэтому и был день Преподобной в украинском народном календаре не совсем праздничным — скорее, женщины и девушки, наоборот, старались показать своей небесной покровительнице свою трудолюбивость и усердие. И хотя все женские дела в этот день были в почете (недаром ведь Макоша считалась покровительницей любого женского вида деятельности, и «С Богом, Параню!» до сих пор является духовным напутствием перед тяжелой работой), но мытье, трение и трепание льна — это было «святое» (материальными символами присутствия богини на земле были прялка и веретено). Считалось, что ткань из него не износится, а сама она будет мягенькой, тоненькой и беленькой.
Хотя в некоторых местах был иной порядок — на Параскевы-Болотяницы (потому что, по поверьям, в ее праздник погода на украинских землях никогда не бывает сухой, поэтому ее еще зовут попросту «Грязнухой») работать вообще-то можно было, но лишь в полсилы, а семьи, в которых была Параска, должны были праздновать с полным запретом на любые виды работ (кроме приготовления щедрого стола для семьи и кормления скота) и почитать свое зимнее отождествление великой праукраинской богини, которая мерила каждому век на земле и была носительницей духа предков.
Мужчины же в честь осеннего пришествия Преподобной старались свое и чужое женское сословие не обижать, а еще лучше — обходить десятой дорогой, чтобы не прогневать небесную покровительницу достатка и удачной доли, даже имя которой состояло из двух частей: МА (мать) — КОШ (корзин), что буквально означало матушку корзин (полных), поэтому неотъемлемым атрибутом ее наряда был рог изобилия.
Овцеводы также считали богиню своей первой помощницей, ведь как носительница первичного продукта для дальнейшего ее любимого ремесла (пряжи), овцы находились под ее пристальным оком — хорошо ухаживаешь за отарой, значит и скотина жива-здорова, как и их смотрители, а прогневай небесную царицу — и начнутся большие беды, вплоть до вселенского мора. Поэтому осеннюю встречу своей покровительницы они проводили где-нибудь подальше от шумного общества, наедине со своим стадом, в молитвах и покаянии за грехи, чтобы и в следующем году им так же везло, а заработок был не хуже нынешнего.