Мокошина пятница. Параскевы-Пятницы

Она, славянская праматерь солнца и воды — «вещая пряха», что тысячелетиями усердно прядет нить жизни каждой живой сущности на этой земле да заботится о душах тех, кто покинул этот бренный мир. Мокоша, супруга всемогущего Громовика, каждую пятницу спускается с небес на землю, чтобы в одном из пятидесяти двух обличий наблюдать за соблюдением женщинами ее заветов и высшего предназначения. Двенадцать из тех Пятниц — особые, а две из этой дюжины — святые, а главная среди них — День рождения богини, 28 октября, или Мокошина пятница.

Мокоша — то юная, смеющаяся красавица, что легко «накидывает пряхе 100 веретен прясть», временами — стройная худощавая женщина-помощница с распущенными косами до пят, которая крутит веретено, пока уставшая пряха спит («С Богом, Параня!»), а то оборачивается костлявой старухой с искривленными пальцами, когда нужно явиться на землю за чьей-то жизнью (ее иногда отождествляют с образом самой смерти). На свой главный праздник небесная богиня посещает землю в образе страшно израненной веретенами прях, порезанной ножницами и уколотой иголками швей, что нарушали ее запрет на работу по пятницам в течении года.

Святую Пятницу как покровительницу продолжения рода и плодородия женщины просили о помощи в родах, обращаясь: «Моя матушка, моя Пятница!», но справедливая Макоша отвечала: «Помажу, смою, причешусь, оденусь, прихорошусь.., сколько ты по пятницам чесалась-умывалась, тогда и приду тебе на помощь.» Если женщина соблюдала заветы, роды проходили легко, и ребенок рождался живым-здоровым.

Кроме вышеуказанных запретов на украшение себя и прядение по пятницам, особенно двенадцатницким, исторически действовал запрет на любую женскую работу: возле печи от выпечки хлеба и приготовления закваски (чтобы «ум не скис») до любого физического контакта с ней (марание, чистка сажи, уборка золы), с тканью и нитками, включая их замачивание и стирку, трепку и вымачивание конопли. Под запретом также были развлечения и нескромная еда («кто в пятницу засмеется, тот в воскресенье будет плакать»). В двенадцать же особых пятниц женщинам и вовсе рекомендовалось держать строгий пост, за что их ожидала особая награда, а в наказание за нарушение заветов небесная владычица могла так запутать пряжу, что за неделю не распутаешь, а еще «та, которая работать в пятницу, будет жить тяжело».

Дарование женских чар и привлекательности как залог продолжения рода также было в сокровищнице Макоши. Поэтому-то в древности приносили такие щедрые дары из снопов льна на ее жертвенники и вышитых рушники развешанные на деревьях, чтобы обеспечить благосклонность небесной покровительницы к своему роду, его плодородие и магическую защиту. В более поздние времена алтари заменили водоемы — считалось, что при жертвоприношении вода наделялась особой благодатью и наполнялась целительной силой. Ножницы для стрижки скота хранили с вложенной данью богини в виде меховой пряди, что считалось залогом щедрости будущих шерстяных сборов.

Образ древней богини Мокоши, покровительницы женской судьбы и рода, продолжил свое существование в образах христианских святых — Мокрины и Параскевы Пятницы. После крещения Руси значение пятницы как дня Страданий и Смерти Христовых обрело еще более глубинного сакрального содержания и слилось с образом Параскевы (святой, обезглавленной при Диоклетиане), хотя сам контекст наполнения образа богини остался неизменным. Наследуя традициям и верованиям предков, часовни и церкви, где чествовали древнюю Мокошу в новом, христианском обличье, часто возводили на берегу рек или прудов да на перекрестках путей, как местах единения двух миров.

В ночь на Мокошину (Параскевину) пятницу хозяйки оставляли на покутье или столе хлеб-соль к сыте с медом. Еда подавалась в макитре, накрытой миской с обязательной ложкой рядом для богини. В качестве напитка предпочтение отдавалось традиционному узвару. Сам обряд назывался «Кормление Пятницы» и практикуется доныне.

Утром 28 октября украинки собирались в церкви на освящение полотна, которое после этого приобретало по поверьям целебные свойства, а изготовленные из него вещи служили оберегами для своих владельцев. Полоскинный кусок ткани оставляли нетронутым для обертывания больных, изгнания недугов, снятия сглаза. Вечером того дня девушки гадали, надеясь раскрыть свою судьбу. Сама же Мокошина пятница служила сигналом для начала сезона основной зимней женской работы — изготовления полотна, что начиналась с мятия льна. За это богиня получила народное прозвище «Льонарница».

28-10-2024 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.