Духовник, ставший музыкантом, чтобы через понятный всем язык пения и мелодичных переливов нести свет украинской культуры в мир. Именно благодаря музыке он вновь поднял гордое имя Кошицев, которое, по некоторым предположениям, восходит к самому Гедимину, чтобы положить его на алтарь возрождения украинской нации, заставляя тлеть огонек сознания и любви к Родине, несмотря на оккупацию родной земли извечным врагом с мокшанских болот. Александр Кошиц — украинец, композитор, дирижер, аранжировщик.
Как младший представитель младшей ветви рода Кошицев, по старинным европейским дворянским традициям, юноша должен был пойти по стопам отца, впоследствии возглавив приход в каком-нибудь небольшом селе или даже городке, что еще в начале ХХ века гарантировало и теплый кров над головой, и щедрый стол, и необременительную жизнь. Жизнь Александра катилась по накатанной колее: епархиальное училище в Богуславе, Киевская духовная семинария…
С новеньким дипломом кандидата богословия двадцатипятилетний Александр Антонович вместо богословия подался в учителя. Кубань, столичные Учительская семинария и Вторая духовная женская школа. В последней ему посчастливилось встретить мэтра украинской музыки Николая Лысенко, который пригласил его в свои классы музыкальной композиции Григория Любомирского, при этом сам студент преподавал другим основы хорового искусства.
Природный талант, помноженный на бескорыстное трудолюбие, уже через год, в 1905-м, вознесли Кошица ко второму после Бога на тогдашнем украинском Олимпе с официальной должностью помощника дирижера главы первой украинской Музыкально-драматической школы, Николая Лысенко. Кроме того, он дирижирует хором филармонического общества «Киевский боян», сооснователем которого он выступал вместе с Лысенко.
Такой стремительный взлет карьеры на музыкальном поприще расправил до того едва прорезавшиеся крылья настоящего гения, признанием которого стали такие выдающиеся события, как назначение Кошица на должность дирижера хора университета святого Владимира, с которым он впервые исполнил «Щедрик» (1909), капельмейстера в театре Николая Садовского и хормейстера и дирижера Киевского оперного театра (1916).
Начало восстановления независимости Украины не оставило равнодушной душу музыкального мастера, и при наличии таких музыкальных регалий неудивительно, что Центральной Радой Украинской народной республики его пригласили организовать и возглавить Музыкальный отдел Генерального секретариата народного образования, при этом он же руководил Этнографической секцией, а также организовал Национальный хор под его дирижированием.
Но судьбоносным в жизни Александра Антоновича стал приказ главы Директории УНР, Симона Петлюры, о создании Украинской республиканской хоровой капеллы, выполнение которого было возложено на плечи Кошица и Стеценко. Репертуар созданной в январе 1919 года капеллы состоял исключительно из украинских народных песен в аранжировке тогдашних музыкальных мастеров. Через два месяца Кошиц во главе ее отправился в международное турне.
Вероятно, сам мэтр не мог предвидеть, что это заграничное турне растянется до конца его жизни. Возглавляемый им хор, уже переименованный в Украинский национальный, продолжал свою концертно-миссионерскую миссию по популяризации украинского пения, несмотря на возобновление московской оккупации Украины с запретом на возвращение, прекращение финансирования и призрачные перспективы на будущее. Так за девять лет они покорили всю Европу и обе Америки (только в Южной Америке состоялось более девятисот концертов), едва не разделив судьбу пассажиров печально известного «Титаника», когда их корабль столкнулся в Атлантике с айсбергом.
Приют кочевнику-бездомнику предоставила Америка, где Кошиц осел в 1926-м, но душа его стремилась домой, и тоска по родине никак не хотела его отпускать: «Хожу на реку Гудзон, смотрю и плачу, и думаю о Днепре», — из письма к брату Федору и его жене Ольге в советский Киев. Он даже умолял родных после смерти перевезти его тело в Украину и похоронить в любимой Тарасовке, где когда-то при приходе отца прошли годы его детства. Однако устроенный москалями Голодомор украинцев 1932–1933 годов, раскрученный маховик советской репрессивной машины против украинства, Вторая мировая война окончательно уничтожили надежду на возвращение украинского музыкального мэтра на родину, что сломало его дух, а вместе с ним и здоровье — сердце едва держалось, инфаркт за инфарктом.
И при этом он продолжал активную жизнь популяризатора украинской музыки не только на берегу Гудзона, но и частыми вояжами в Канаду, где проводил семинарские уроки с многочисленными местными хоровыми коллективами. Именно там, в далекой стране, сердце великого Кошица остановилось навсегда 21 сентября 1944 года во время большого концерта. Он умер на руках своей любимой жены, артистки хора, Татьяны Георгиевской, заботами которой при содействии канадских украинцев мэтра похоронили в мавзолее виннипегского кладбища «Глен-Иден» рядом с другими выдающимися украинцами Канады.