Копия отца. Екатерина Грушевская

«Кулюне», как нежно звали ее родители, повезло родиться в зажиточной и высокообразованной семье Грушевских-Вояковских, ведь уже в тридцать лет отец имел профессорское звание, а мать, младшая его на три года, тоже имела не только оконченное лицейское образование, но и опыт преподавательской деятельности в Скальской школе. Плод любви появился на свет в первый год прогрессивного ХХ века, который обернулся для ее народа терновым путем крови, горя и слез, с обочины истории устланным миллионами его же жертв, в числе которых — ее обожаемый папочка и она сама. Единственная дочь главы Украинской Центральной Рады, которая была не менее выдающимся ученым-исследователем истории Украины, чем тот, вылитой копией кого она была, — Екатерина Грушевская. Но все это будет впереди, а пока…

Отцовский хутор в Криворовне на склонах чарующих Карпат, хрустальный звон Черемоша, непередаваемый местный колорит и уютные вечера в кругу таких же отцовских единомышленников-прогрессистов — Федора Вовка, Николая Лысенко, Ивана Крипякевича, Николая Леонтовича, Михаила Коцюбинского, Михаила Старицкого… Собственный шестиэтажный столичный доходный дом Грушевских на Паньковской, мансарду которого арендовал под мастерскую Василий Кричевский… Путешествия по Европе…

Вот только этого радостного життя Екатерине было отведено всего четырнадцать лет, а потом — Первая мировая, путь домой через пол-Европы, трехмесячное заключение отца в киевской Лукьяновке, скитания по Московии, что в конце концов так измотало и без того больную с детства девушку, что корь буквально свалила ее с ног, а после той болезни анемия стала ее постоянной спутницей.

Пройдет всего три года, и их семья окажется на вершине украинского политического Олимпа, когда ее отца, Михаила Грушевского, было избрано главой Украинской Центральной Рады. Отцовская любимица, несмотря на свою молодость (ведь ей было всего семнадцать), активно включается в общественно-политическую жизнь возрожденной Украины, становясь членом киевского «Просвещения», работу в котором под псевдонимом «Профессоровна» она удачно совмещает с обучением на юридическом факультете Первого украинского университета.

А там к такой видной невесте и женихи потянулись, среди них был, в том числе, и молодой Павло Тычина. Но сердце девушки покорил утонченный франт, красавец Александр Севрюк, который тоже был из украинских политических кругов: член Украинской Центральной Рады, глава комиссии по разработке законопроекта о созыве Украинских Учредительных собраний… Грушевский поспособствовал его назначению в историческую украинскую миссию в Брест-Литовске, из которой Севрюк вернулся в лавровом венке (в материальной плоскости его амбиции достигли поста министра иностранных дел)…

Мелькнул лишь месяц, и Михаил Грушевский был свергнут со своего пьедестала гетманом Скоропадским. Севрюк вместе со своим новым назначением послом в Германию растворился за горизонтом, официально разорвав свои отношения с Екатериной в мае 1918-го. Бывший жених, после кражи двух миллионов лир, выделенных украинским правительством на выкуп из итальянского плена ста тысяч украинцев — военнопленных Первой мировой, женился на француженке, принимал участие в Версальских мирных переговорах, обосновался в Париже…

А Профессоровна с родителями оказалась в эмиграции. В Женеве она не сидела сложа руки — окончила получение высшего юридического образования, выучила испанский и итальянский языки, работала секретарем в Украинском социологическом институте, принимала участие в Комитете помощи голодающим украинцам, опубликовала свою первую научную работу «Примитивные рассказы, сказки и басни Африки и Америки».

Весной 1924-го семья Грушевских с Кулюней возвращается на оккупированную московитами родину, поселяясь в своем семейном флигеле на киевской Паньковской, 9. На удивление, обоим ученым красные оккупанты дают возможность продолжать работать. Екатерина занимает должность секретаря Культурно-исторической комиссии ВУАН, на следующий год возглавляет кабинет примитивной культуры, позднее издает двухтомник «Украинские народные думы» и становится членом Научного общества им. Шевченко. На личном фронте тоже дела пошли на лад — она выходит замуж за историка Осипа Гермайзе.

Вот только белая полоса в жизни Грушевской длилась совсем недолго: в 1929-м ее мужа арестовали по делу «Союза освобождения Украины», через два года их с отцом «почетная ссылка» в Москву, хотя они и не скучали, работая там в архивах и библиотеках над упорядочением материалов своих исследований. Летом 1934-го, на отдыхе в Кисловодске, Михаилу Сергеевичу проводят четыре операции советские доктора-смерть по удалению злокачественного карбункула на спине… Больная анемией Екатерина сдает для отца кровь, но все напрасно — Грушевский умер от сепсиса 24 ноября 1934 года.

Папина дочка возвращается с его телом домой, а после его смерти бросает все свои дела и заканчивает подготовку к печати его «Истории Руси-Украины». Однако входивший в дом Грушевских стукач советских карательных органов донес на Екатерину, как на участницу антисоветской националистической организации, за что ее арестовали в ночь на 11 июля 1938-го. Почти через месяц та же участь постигла и ее дядю, Александра Сергеевича.

Обвинительный приговор — 16 апреля 1939 года, и четыре года пыток в системе концлагерей и тюрем ГУЛАГа, из которых живой она уже не вышла — 30 марта 1943 года Екатерина Грушевская погибла в мордовском Темлаге.

16-10-2025 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.