История
Святое место, где, по свидетельству преподобного Нестора, еще в первом веке святой апостол Андрей воздвиг крест как пророчество славного православного будущего этих земель, изначально судьбой было предназначено Великому храму.
Так уже в год крещения Руси (988) вершину Старокиевской горы по праву занимает деревянная церковь святого Василия, предначертанием которой было вернуть святость месту, поруганному языческим перуновым капищем. А спустя еще сто лет великим князем Всеволодом Ярославовичем (1030 — 1093) основывается Андреевский (Янчин) монастырь, который занимает свое место рядом с церковью.
Продолжил традицию оказания милостей князей киевских, которые благоволили к храму на Старокиевской горе, Мстислав Романович ( – 1223) – в 1215 году храм получает вместе с новым именем Воздвижения Честного креста Андреем Первозванным свое первое каменное облачение.
По велению императрицы российской Елизаветы Петровны (1709 — 1762) во время ее паломничества в киевские земли был заложен новый храм во имя святого апостола Андрея на месте святыни, имеющей огромное значение для всего православного мира. Первоначально разработка проекта строительства была поручена русскому архитектору немецкого происхождения Иоганну Готфриду Шеделю (1680 — 1752) и военному инженеру Де-Баскету, но предложенные ими в 1745 году эскизы не нашли одобрения в Петербурге.
Новым главным архитектором проекта в 1746 году становится Франческо Бартоломео Растрелли (1700 – 1771), и уже через год начинается строительство нового храма божьего по чертежам русского архитектора итальянского происхождения под руководством его помощника Ивана Федоровича Мичурина (1700 — 1763), которое растянулось на шесть лет. Для устранения главной проблемы возведения Андреевской церкви Киева – высокого уровня грунтовых вод в недрах горы, повышающего риск оползней и обвалов – фундамент здания заглубили на пятнадцать метров и создали дренажную систему их отведения.
Не смотря на завершение строительных работ к 1753 году, освящение храма было совершено митрополитом киевским Арсерием Могилянским (1704 — 1770) лишь 19 августа 1767 года, что было обусловлено длительным периодом внутренней отделки и оснащения церкви, где только написание икон для иконостаса украинским художником Григорием Кирилловичем Левицким (1697 – 1769) растянулось на три долгих года, а создание иконостаса с позолоченным орнаментом и скульптурой по рисункам Растрелли и вовсе длилось вплоть до открытия храма.
Но даже после открытия Андреевская церковь постоянно требовала пристального внимания — в 1815 году во время бури храм был обезглавлен (реставрация по новым чертежам растянулась на десять лет); в 1844-м проводится реконструкция поврежденной фундаментной кладки, замена деревянной лестницы чугунной и обновляется покрытие куполов; 1865 — 1866 — укрепляются склоны, форма каркасного основания куполов восстанавливается по чертежам Растрелли, производится капитальный ремонт здания в целом; центральный купол значительно поврежден молнией (1891), измененный он занимает свое место на барабане через три года; значительные восстановительные работы после Второй мировой проводились в два этапа: 1949 — 1952 и 1956 — 1957.
В виду высокой архитектурной ценности храм на Андреевском спуске в 1968 году получает статус филиала национального заповедника «София Киевская». А свой первоначальный облик после двухсотлетних перестроек, согласно задумки Франческо Бартоломео, Андреевская церковь получает лишь во время реконструкции 1974 — 1979 годов после обнаружения и документального подтверждения тождества и авторства чертежей графического собрания музея «Альбертина» (Вена) храму на Старокиевской горе.
В качестве храма божьего свои двери Андреевская церковь вновь распахивает на пороге нового тысячелетия — в 2000 году после восстановительной реконструкции, продлившейся восемь лет.
Архитектура
Крестовый (оси 31,5м х 22,7 м) с акцентом в западной части храм Андреевского спуска высотой шестьдесят метров на высоком фундаменте — стилобате с опоясывающей терассой выступает одной из архитектурных доминант правого берега Днепра в Киеве.
Двухэтажное здание стилобата, к которой ведет четырехмаршевая чугунная лестница, с восемью комнатами на каждом уровне, где первый выступает «нижней церковью», а верхний отдан в распоряжение хозяйственных служб, является одновременно и фундаментом здания Андреевской церкви.
На пересечении осей кирпичного оштукатуренного здания храма, усиленного мощными пилонами на высоких пьедесталах по углам креста с завершением из небольших башенками со стройным силуэтом небольших куполов, покоится большой члененный купол с маковкой. Внешняя отделка, помимо лазурно-белой цветовой гаммы, состоит из пилястров на высоком постаменте с чугунными позолоченными капителями коринфского ордера под фронтонными картушами с вензелями. Угловые пилоны украшены с трех сторон парами белых колон.
Необычность планировки Андреевской церкви заключается в расположении четырех малых куполов — не по ветвям креста, а по диагонали от них.
Внутреннее убранство храма не уступает внешней пышности: позолота лепных элементов, пилястры коринфского ордера, фрески, не говоря о творении не одного десятилетия — трехъярусного иконостаса с позолоченным резным орнаментом, росписью и скульптурными изображениями.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Киевская обл., г. Киев, ул. Андреевский спуск, 23.
Где остановится
Как добраться
Автотранспортом по Набережному шоссе, после – Боричевым спуском, затем свернуть на Андреевский спуск, но здесь автомобиль придется оставит — улица пешеходная.
Общественным транспортом на метро до станции “Почтовая площадь” откуда подняться Боричевым спуском, затем свернуть на Андреевский спуск, где и расположена Андреевская церковь.