Сила древней твердыни, охраняющей город в речной петле Смотрича, спокон веку оберегалась его храмами и подпитвалась верой его жителей. Так были а Каменце и костелы, и кирхи, и синагоги. Но главной святыней-оберегом все же считалась деревянная замковая православная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, сооруженная еще в 1362 году при Кориатовичах в честь освобождения этих земель от татаро-монгольского ига.
Говорят, что именно этому храму суждено было стать усыпальницей двоих из них — литовских князей Александра и Юрия, которые своим переходом в православие укрепили духовную силу каменецкой крепости, годами хранившую ее от посягательств ненасытных захватчиков.
Пройдут года, и власть на Подолье в начале XV столетия перейдет в руки польской знати с ее бескомпромиссной католической верой, на которой базировалась вся вертикаль государственной власти. Начались гонения на православие с запретами на проведение служб, закончившиеся в Каменце по преданию размещением в замковой святыне конюшню старосты Брезкого.
Вот только Господь не смог стерпеть такую несправедливость, и на утро все выведенные из своих денников лошади той злополучной конюшни оказались слепы. Староста каменецкий, заподозрив в этом злой человеческий умысел, пришел от этого известия в ярость, а отомстить решил безвинной церкви Покрова, стерев ее с лица земли. Кара божья была страшна — сам городской управляющий, что зашел слишком далеко в своем противостоянии высшим силам, мгновенно ослеп.
Испугавшись содеянного Брезкий тотчас же отменил свои прежние распоряжения и приказал провести в замковой церкви молебен за здравие, исцеливший его на глазах у изумленных горожан. С тех пор храм был в большом почете. Службы тут должны были проводить поочередно священнослужители городских оплотов веры и округи. Так что о его святости в своих рукописях упоминал еще киевский метрополии Петр Могила.
В мае 1672 года деревянные стены Покрова Пресвятой Богородицы пали по распоряжению очередного городского управителя, задумавшего воссоздать их в камне, а через три месяца лишенные защиты подольский страж на двадцать семь лет оказались под властью Османской империи. Так бесславно закончилась история хранителя души Каменец-Подольского, который больше так и не восстал из пепла, а по прошествии веков и место его нахождения было людской памятью позабыто.