История
На страницах летописной истории селение на плодородном берегу реки Пустоха появилось еще 1624 году в качестве владений графского рода Тышкевичей. На протяжении веков оно жило ничем не примечательной жизнью одного из многих в имущественном реестре литовских аристократов, передаваясь через хитросплетения имущественно-родственных связей внутри семьи, пока в 1849 году его не унаследовал от отца вместе с более чем двадцатью шестью тысячами гектар земли в Житомирском и Киевском уездах граф Адольф Норберт Эразм Грохольский (1797 — 1863).
Амбиции нового хозяина и живописная местность имения сделали свое дело — на свет в 1851-ом появилась роскошная архитектурная жемчужина в готическом стиле с обширной конюшней по разведению арабских скакунов. Вот только наслаждаться ее прелестями хозяину довелось лишь десятилетие. После смерти супруга его вторая жена француженка Ванда Радзивилл (1827 — 1912) сразу же продала дворец вместе с прилегающими землями сахарозаводчику Артемию Терещенко (1794 — 1873) чтобы без связывающих обязательств вернуться на родину.
Согласно завещания основателя магнатской династии имение в Червоном перешло к младшей ветви Терещенко: сначала им владел Федор Артемьевич (1832 – 1894), а потом — его сын Федор Федорович (1888 — 1950), первый из которых в стенах дворца разместил часть своей бесценной коллекции живописи, а второй — прославил его в качестве первого авиапроизводителя российских просторов.
Так именно с именем последнего частного владельца поместья Федора Терещенко связано зарождение украинского авиастроения. Не наделив отцовской страстью к созиданию прекрасного, судьба подарила ему цепкий ум и всю полноту любви к небу, что при наличии огромных собственных средств позволило Федору уже на втором курсе Киевского политехнического института организовать рядом с своим родовым дворцом авиационную мастерскую. А уже 25 декабря 1909 года первый самолет Терещенко по принципу монопланов Луи Брелио (1872 – 1936).
Потом будет обучение в Париже у мастера авиастроения и получение прав пилота 2 сентября 1910-го, доклад об особенностях строения нового аэроплана собственной разработки в Москве конце того же года и целый ряд выпускаемых в Червоном новых моделей в последующие несколько лет… При этом магнатское имение становится испытательным полигоном для новых моделей самолетов Терещенко, летчиками которых выступали такие прославленные асы, как автор знаменитой «мертвой петли» Петр Николаевич Нестеров (1887 — 1914) и первая женщина летчик-испытатель Любовь Александровна Голанчикова (1889 — 1961).
Так уже в 1913 году в мастерской с двадцатью пятью профессионалами своего дела уный конструктор Терещенко начинает сборку самолетов для военного министерства российского правительства, но Первая мировая вносит свои коррективы: выполнив заказ в Червоном на общую сумму около восьмисот тысяч рублей, в 1915-ом производство (в том числе огнестрельного оружия) эвакуируется в Москву, через год продается акционерному обществу «Дукс».
Осенью 1916-го здесь же в имении появляется на свет последняя модель Федора – совершенный двухместный самолет «Терещенко 7», а после октябрьского переворота 1917-го магнат навсегда покидает родину и все свое недвижимое имущество (только в фамильной резиденции были оставлены действующие винодельня, паровая мельница, кирпичный цех, электростанция, пекарня).
Терещенковский же дворец в Червоном после установления большевицкой власти в начале 1920-х был приспособлен под коммуну беспризорников, во время размещения здесь которой в 1928 году случился грандиозный пожар, уничтоживший большую часть оставшихся интерьеров и предметов внутреннего декора (парадные ступени белого мрамора, лепнина, сложный рисунок паркета из ценных пород дерева, люстры, мраморные статуи).
В годы Второй мировой немецкие войска, разместившие в этих стенах военную комендатуру с наблюдательным пунктом в центральной башне, продолжили начатое при коммунизме, снимая и вывозя остатки дворцового декора, а в довершении при отступлении в декабре 1943-го чуть-было и вовсе не обратили их в руины — помешали местные жители.
Уже в 1948-ом в залах бывшей магнатский резиденции на долгие десятилетия обосновалось сахарозаводческая школа фабрично-заводского ученичества, сменившая вывеску на ПТУ в конце 1960-х.
Тяжелые годы первых лет независимости Украины привели к закрытию учебного заведения из-за снижения спроса на специалистов сахарного дела в следствии закрытия большинства предприятий этой отрасли.
Так что вплоть до 1999 года дворец в Червоном оставался пустующим, что немало сказалось на его внешнем и внутреннем облике. На заре третьего тысячелетия в его двери постучались монахини Свято-Рождественской православной обители, и власть открыла им официальный путь к владению памятником архитектуры. Так что сейчас шаг за шагом идет возвращение магнатской резиденции к жизни.
Архитектура
Много раз перестраиваемое, но сохранившее основные черты, здание магнатской резиденции средь зелени обширного парка ныне представляет собой т-образный (55м х 40м) асимметричный оштукатуренный кирпичный периметр (ранее симметричный), состоящий из наслоения разнообъемных частей: трехэтажный центральный корпус под четырехскатной крышей с двумя башнями (юго-западная утрачена) и перпендикулярное ему двухэтажное юго-восточный крыло, заканчивающийся прямоугольным поперечным объемом двухэтажного флигеля.
Основными акцентами внешне выдержанного в готическом стиле памятника архитектуры служат две башни: восьмигранная встроенная в центр главного фасада здания и квадратная пристроенная к северо-восточному фасаду центрального корпуса. Общий декор дворца составляют вытянутые стрельчатые арки оконных проемов, зубчатое башенное завершение, широкие межъярусные фризы-аркатуры, колонные портики, закрытые галереи, филенки, пилястры под зубчатым завершением и герб Терещенко на портике центрально входа.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Житомирская обл., пгт Червоное.
Как добраться
Автотранспортом по трассам М21 (Е583) (Житомир — Бердичев — Винница — Могилев-Подольский), от Бердичева до Червоного по Т06 15 (Бердичев — Вчоранше — Ружив) или по трассе Р18 (Житомир — Попельня — Сквира — Володарка — Ставище), а затем повернуть в районе Волицы на Андрушевку, а затем Т06 19 (Волица — Андрушевка — Червоное), которая проходит вдоль бывшего имения Грохольских – Терещенко.
Междугородним транспортом из Бердичева / Андрушевки до Червоного, в восточной части которого находится дворец.