История
На восточной окраине города там, где десятилетиями благоухали своим дурманящим винным ароматом спелые виноградные гроздья, в 1617 году братья-францисканцы исходатайствовали у раецкого правительства с одобрения польского короля Сигизмунда III Вазы (1566 — 1632) себе уютное местечко для строительства второго львовского монастыря с костелом святого Антония в пику доминиканцам, которые уже получили разрешение на строительства своего второго монастыря Марии Магдалины.
Вот только построенная из дерева по требованию властей ввиду постоянной угрозы с востока (в случае захвата находящегося вне периметра городской обороны каменного сооружения, оно могло стать форпостом нападающих) францисканскую обитель на Лычаковке уже спустя три десятилетия стер с лица земли всепоглощающий пожар, когда к Львову подошли войска Богдана Хмельницкого и Тугай-бея во время восстания 1648 – 1654.
Князь Константин Кшиштоф Вишнивецкий (1633 – 1686) в 1669-м выступил фундатором строительства на святом месте нового каменного костела Антония Падуанского, которому, однако, так и не суждено было увидеть свет — во время осады Львова 1672 года турецкие войска не оставили от недостроенного храма камня на камне.
Наконец, в 1718 году краеугольный камень в фундамент храма по проекту архитектора Паоло Антония Фонтана (1696 – 1765) был заложен, чтобы через два десятилетия католического святыне быть освященным и раскрыть свои двери перед томящейся в ожидании паствой
А уже в 1756 году костел святого Антония был подвергнут значительной перестройке в духе модного стиля барокко под руководством Франциска Ксаверия Кульчицкого (1738 – 1770), во время которой у него появился новый фасад, а так же рядом с Домом Божьим появились две статуи резца Себастьяна Фесингера ( – 1769) Богородицы Непорочного Зачатия и небесного покровителя храма.
Францисканскую обитель при святыне на Лычаковке ликвидировали в 1786 году во время реформы инициированной габсбурской короной во главе с Иосифом II (1741 — 1790), к владениям которой после начала распада Речи Посполитой стали относится галичские земли. Костел же стал приходским для римско-католической паствы восточного предместья Львова.
Сооруженная в 1818 году открытая каменная колокольня костела святого Антония по проекту Йозефа Маркля (- 1854) ознаменовала собой одновременно завершение храмового ансамбля и начало эпохи реконструкций и реставраций: возведение каменной ограды (1830), роспись интерьеров (1854), ремонт кровли (1861, 1878), реставрация (1893), строительство опорной стены (1898), восстановление лестничного пролета и статуи Матери Божьей (1901), а еще с интервалом в два года появляются часовни Распятого Христа, святых Варвары и Иосифа.
Благодаря удаленности ли от центра города или своему небольшому размеру, но именно Лычаковская святыня единственной была оставлена советскими властями для совершения богослужений по римско-католическому обряду во Львове. Так что весь коммунистический период храм оставался действующим, хотя и лишился дома приходского священника, который был отдан под музыкальную школу в 1950-ом.
После обретения Украиной независимости начался медленный процесс возвращения костела в лоно францисканского ордена, который был торжественно завершен официальной передачей 14 апреля 1995 года. В скором времени рядом с храмом по улице Малой выросли новые монастырские строения. Так что ныне святыня воссоединилась со своими хранителями и вновь в ее стенах в полную силу звучит истовая молитва братии.
Архитектура
Прямоугольное в плане (17м х 14м) здание костела Антония Падуанского расположена на пересечении львовских улиц Марии Заньковецкой, Солодовой и Лычаковской (центральный южный фасад обращен к последней) и представляет собой кирпичный оштукатуренный периметр с отделкой в стиле рококо, к которому в более позднее время (начало ХХ столетия) были пристроены прямоугольные часовни Распятого Христа, святых Варвары и Иосифа.
Главным акцентом внешнего фасад храма с коробовыми арками окон, угловыми пилястрами, изящным украшенными декоративными вазонами фронтоном, аркой Антония Падуанского над ажурной балюстрадой служит порталом центрального входа, где декоративный фронтон с памятной табличкой в окружении барочных завитков и гирлянд под венчающей аркой с крестом на вершине и рустованные пилястры ионического ордера создают единый гармоничный рисунок.
Внутренний однонефный интерьер его под крестовыми сводами надежно хранит древние росписи и барельефы, которые визуально подчеркивают устремленный ввысь с помощью окон храмовый объем. Расположенная же на севере трехгранная апсида подчеркнутая раскрепованным многослойным карнизом и широким фризом визуально увеличивает объем небольшого внутреннего пространства.
Единый с храмом ансамбль составляют парадная лестница, трехпилонная колокольня, статуи Божьей Матери и святого Антония. Они расположенные рядом с центральным входом в святыню дополняют друг друга, при этом ненавязчиво подводя к главной жемчужине комплекса.
Достопримечательности
Маленькая сокровищница львовского костела святого Антония состоит из древней иконы «Богородица с Христом и святой Анной» (1520 год), деревянного резного алтаря Томаша Гуттера с Ярослава (первая половина XVIII столетия) и портретов фундаторов – супругов Константина и Анны Вишневецких (конец XVIII века).
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, ул. Лычаковская, 49а.
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий) / М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов) / М12 (Тернополь – Львов) / М11 (Пшемышль – Городок – Львов) / М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов). Далее по кольцевой до ул. Лычаковской с католической святыней во славу Антония Падуанского.
Общественным транспортом до железнодорожного вокзала Львова, а затем – следующим на Лычаковку.