От разрушения к созиданию

Неспокойное семнадцатое столетие, когда опустошительные набеги татар раз за разом разорявшие бердичевские земли переполнили чашу терпения их хозяина Яна Тышкевича, стало переломным в судьбе города на берегу реки Гнилопять, когда воинственная душа его сущности была отдана в руки созидателей.

А началось все с похода Януша во главе собранного им же войска против татар в 1627 году. Да только итог оказался для предводителя хорошо вооруженных и мотивированных польских отрядов более чем неожиданным: атака нападавших кочевниками не только была отбита, а отступающие войско разгромлено, но и их полководец попал в плен.

В тяжелое время заточения у графа Тышкевича оставалось единственное оружие для сопротивления — это слово истовой молитвы к Всевышнему об избавление от черной неволи и возвращении в родные пенаты. И небеса услышали глас страждущего, послав ему видение о молящих на коленях за него Пресвятою Богородицу монахах в коричневых рясах с белыми плащами. И в скором времени долгожданный ветер свободы вновь обдувал одинокую фигуру летящую верхом на лошади туда, где неистово билось от счастья его сердце.

Пройдет совсем немного времени, и вернувший себе все полагающиеся по чину и праву рождения привилегии Януш случайно в одном из храмов древнего Люблина увидел тех самых монахов, которые вымолили у Пресвятой Девы его спасение из плена ненавистных агрессоров. Мучимый сомнениями в силе и трактовке небесного знака, он обратился за советом к визитатору ордена кармелитов, к которому как оказалось принадлежали церковники в коричневых рясах с белыми плащами, отцу Яну и провинциалу о. Михалу.

Мнение высокопоставленных братьев-кармелитов было единогласно — строительство храма Пресвятой Девы Марии, да только щедрая и благородная душа графа на этом не остановилась — он решил предать ордену, молитвой спасшему ему жизнь, весь свой замок в Бердичеве вместе с селом Скраглавкой и тысячью восемьсот злотых чистого годового дохода от своих земель для обустройства монастыря.

19 июля 1630-го была сделана соответствующая запись в Люблинской унии, которая 30 декабря подтверждена в судебным постановлением. Так и превратилась твердыня силы в крепость духа, как торжество созидания над разрушением, света над тьмой и мира над войной.

19-06-2016 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.