История
Построенная в конце XVI столетия на бердичевской земле под флагом Речи Посполитой (Люблинская уния 1569 года) грозная твердыня, которая должна была стать символом силы и могущества младшей ветви аристократического рода Тышкевичей, а превратилась в знак великого почтения и преклонения перед высшей силой небес.
А началось все еще с очередной польско-турецкой войны и поражения польского войска великого коронного гетмана Станислава Жолкевского (1550 — 1620) под Цецорой, когда в числе прочих в османско-татарский плен попал наследник графского титула Януш Тышкевич (1590 — 1649).
Освободившись, после смерти отца Теодора Фредерика (1549 – 1621) он вступает в права наследования и становится одним из богатейших магнатов Киевского воеводства. Но память о том оскорбительном поражении, подогреваемая периодическими набегами кочевников, не дает графу спокойно спать — в 1627 году Януш силами собственного войска организует поход и вторично оказывается в татарском плену.
В знак нижайшей благодарности небесным силам за вторичное избавление от пут хозяин Бердичева в том же 1627-ом принимает решение о передаче своего родового замка и прилегающих земель на берегу реки Гнилопять в распоряжение ордена босых кармелитов, о чем после получения одобрения из рук Генерального Совета в Риме 5 декабря 1628 года об открытии миссионерской семинарии католической церкви оставляет соответствующую запись в Люблинском Трибунале 19 июля 1630 года. Помимо замка для строительства и содержания монастыря были отписаны село Скраглевку и тысяча восемьсот злотых годового дохода.
А уже во второй день весны года 1634-го от Рождества Христова Киевским латинским епископом Андреев Шолдским в присутствии всего многочисленного семейства Тышкевичей был освящен первый камень в основание нижнего костела Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, Архистратига Михаила, Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова как основополагающей составляющей крепостного монастырского комплекса под охраной хорошо вооруженного гарнизона (оборонный периметр, келейный корпус, хозяйственные и складские помещения).
Строительство, которое продлилось долгих восемь лет, было окончено 22 июля 1642 года торжественным освящением Мариинского храма и дарованием Янушем своему любимому детищу иконы Матери Божьей Снежной написанной в XVI столетии в стиле Одигитрии, которую спустя пять лет епископ Станислав Заремба объявил чудотворной.
Кровопролитные события восстания под предводительством Богдана Хмельницкого 18 июля 1648 года вынудили босых кармелитов после взятия Бердичева штурмом войсками Максима Кривоноса (1600 — 1648) на долгие годы покинуть свою обитель, унося с собой чудотворный образ Богородицы, который все это время оставался на сохранении во львовском монастыре ордена.
Вернувшаяся в 1663 году в родные пенаты братия в скором времени воссоздает былое величие своей святыне, но забывшие волю предков наследники рода Тышкевичей спустя четыре года предъявляют права на замковые стены. В ходе пятидесятилетней тяжбы монахи в 1684-ом будут вынуждены покинуть стены своего пристанища, чтобы вновь вернуться с образом Марии Снежной согласно решения Люблинского трибунала от 1717 года.
В сложившихся условиях первыми шагами кармелитов босых на бердичевской земле при помощи королевской власти становятся значительное укрепление оборонного периметра, увеличение охранного гарнизона и усиление вооружения обители. Так что уже не опасаясь за ее неприкосновенность через пять лет после получения статуса приората (10 сентября 1734-го) братия начинает строительство величественного Мариинского костела, для чего в селе Быстрик строится кирпичный заводик.
Пока шло возведение храма, его главная святыня — икона Богородицы — после обращения короля Августа III (1696 – 1763) и примаса Польши Адама Комаровского (1699 – 1759) за свои чудеса исцеления была коронована папскими коронами декретом от 28 января 1753 года (официальная церемония 16 июля 1756 года), а 9 июня следующего 1754-го киевским епископом Каэтаном Солтыком был освящен и сам Мариинский костел.
Новой вехой в жизни монастыря босых кармелитов становится приобретение в Австрии типографского оборудования в 1758 году, а позднее и строительство в Скраглевке бумажной фабрики, которые вывели ее в лидеры печатного производства Польши с ежегодным количеством экземпляров (в том числе в дорогих обложках, которые изготавливали здесь же мастера чеканки и деревообработки) в сорок тысяч на многих европейских языках. Доходы от книгопечатания были столь велики, что даже части их хватало на содержание семинарии, нижних католических школ в Махновцах и Бердичеве и библиотеки.
Однако, эпоха процветания длилась не долго — на житомирские земли ступила кровавая нога Российской империи. Весной 1768-го к городу подошел восьмитысячный корпус генерала Кречетникова и после двадцати пяти дней обороны, не смотря на все приготовления минувших лет (расширен оборонный периметр, обновлен земляной вал с палисадом, увеличено количество орудий до шести десятков), крепость сдалась.
После Второго раздела Речи Посполитой в 1792 году бердичевская крепость «наисвятейшей панны Марии» ордена босых кармелитов по распоряжению российских властей прекратила свое существование. Монастырь остался действующим, хотя его закрытие стало лишь вопросом времени: в 1832-ом закрываются кармелитские школы, а его типография переводится в Житомир, в 1846-ом вводится цензурный запрет на выпуск «Бердичевского календаря», а спустя еще два десятилетия и сама обитель прекратила свое существование.
Киевский генерал-губернатор, по распоряжению которого закрыли монастырь (сохранилась лишь католический администратор святыни), раздал конфискованные в пользу государства помещения различным административным учреждениям (полицейская, пожарная и военная части) и местным купцам под склады. Лишенные монастырского подспорья, прихожане все же не забывали о своей святыне: так их силами и средствами с 1871 по 1881 год был проведен ремонт костела, в 1904 храму возвращена колокольня, а в 1908 году с помощью отца Дионисия Бончковского — выкуплены крепостные стены комплекса.
В тот небольшой отрезок времени, что оставался до Первой мировой (с 1904 по 1914) была проведена капитальная реконструкция обители босых кармелитов, в ходе которой появилась паперть из шидловецкого камня, балконные решетки, восстановлен внутренний декор.
После Гражданской войны 1917 — 1922 годов, во время которой в стенах крепости находился временный штаб армии Буденного, монастырь ненадолго возвращается в лоно католической церкви, но уже в 1925-ом новая атеистическая советская власть конфисковывает комплекс, а его закрывает.
В межвоенный период ХХ столетия тут надолго обосновываются сначала исторический музей (1925), потом историко-культурный заповедник с общежитем и архивным правлением (1928), после закрытия костела в 1930 его передают под музей революции и атеизма, а нижний храм — городской кинотеатр.
Катастрофическим последствиями Второй мировой для монастырского комплекса босых Кармелитов Бердичева (в 1941-ом сожжен дотла) советская власть озаботилась лишь в 1970-х. И то дело ограничилось консервацией сохранившихся элементов по средствам сооружения защитной кровли да восстановления келейного корпуса с целью размещения музыкальной и художественной школ.
Лишь обретение Украиной независимости смогло обеспечить возвращение обители 15 ноября 1991 года католической церкви, после чего в ее стенах закипели восстановительная и пасторская работы. Спустя шесть лет в храме вновь засиял чудотворный благословленный папой Иоанном Павлом II (1920 – 2005) образ Матери Божьей Бердичевской (коронован 19 июля 1998 года епископом Яном Пурвинским), а 27 октября 2011 года монастырский комплекс провозглашен всеукраинским национальным Санктуарием.
Архитектура
Возвышающуюся на высоком левом берегу реки Гнилопять в Бердичеве каменно-кирпичную кармелитскую обитель, состоящую из надвратного корпуса, костела Непорочного Зачатия Девы Марии и п-образного здания келий, сегодня, как и много столетия тому назад, надежно хранят остатки крепостных стен с бойницами и дозорными башнями.
С целью повышения обороноспособности двухъярусному надвратному корпусу (XVIII ст.) были приданы ломанные контуры с двумя линиями бойниц и парой тяжелых чугунных ворот, которые обеспечили ему имя «извилистые». Он состоит из двух частей с башней-перемычкой под защитой символа ордена декорированной барочным сплывом от фронтона и соединен с полукруглым в плане выступом келейного периметра.
Трехнефная шестистолпная крестоподобная с трансептом базилика Мариинского костела (длинна — 32м, ширина — 20м, высока – 24м ) выполненная в стиле барокко с отделкой пилястр и полуколонн коринфского ордера и единственным увенчанным небольшой сигнатуркой куполом на высоком световом барабане с широким фризом, коробовыми арками оконных проемов и люкарнами. Его центральный решенный вогнутым контуром на всю высоту здания вход предвосхищает одномаршевая полукруглая лестница, которую венчает портал, широкий фриз с картушами, круглое окно с перемычками и ступенчатый фронтон с ликом Богородицы, каменными резными фигурками святых (Богородица, Иоанн Креститель и Терезы) и вазонами. Нижний храм повторяет контуры верхнего с той лишь разницей, что по периметру его окружают крипты-келии.
Замыкает внутренний периметр примыкающий к храму двухэтажный келейный корпус с широким аттиком, который по углам от костела венчают две симметрично расположенные трехъярусные башни-колокольни решенные в том же стиле барокко с декорированием капителей коринфским ордером, что и святыня. Само здание имеет коридорную планировку с односторонним расположением комнат под полуциркульными и крестовыми сводами.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Житомирская обл., г. Бердичев, пл. Соборная, 25.
Тел.: (04143) 2-40-42.
Ссылки
- Заметки путешественника. Город боевого топора
Как добраться
Автотранспортом по трассам М21 (Е583) (Житомир — Бердичев — Винница — Могилев-Подольский). По городу улицами Житомирской / Волочаевской до Винницкой, которая упирается на западе в Соборую площадь с комплексом монастыря босых кармелитов Бердичева.
Междугородним транспортом из Житомира до Бердичева, а затем городским транспортом следующим в направлении Загребелья / Качановки до Соборной площади, где расположен Санктуарий.