Безжалостный и судьбоносный поединок зимы с летом (в календаре украинских предков существовали лишь два сезона, Коляды и Купала), Зимобор — одно из главных главных событий года. Ведь считается, что именно в этот день земля пересекает мифический предел, за которым начинается сезон тепла, а вместе с ним возрождение жизни во всех его проявлениях после продолжительных холодов.
Издавна как могли украинки помогали весне и надежде победить в борьбе со свирепым холодом смерти, поэтому еще накануне 2 февраля начинали готовиться к выполнению старинных украинских магических обрядов, главным из которых было выпекание «жаворонков» (ритуального печенья в виде птиц). Их раздавали Стретенским утром после церкви всем встречным ребятишкам, чтобы дети, чистые душой и потому ближе к Богу, помогали призывать скорейший приход весны.
Для удачного года издревле хозяева выходили на реку или водоем встречать рождение Ярила из священных в этот день вод, даже существовала примета: «как петух на Сретение не напьется из крыши воды, то на Юрия вол на лугах не напасется травы» (без оттепели на Зимобор будет холодная, затяжная весна). Поэтому воду в этот день хозяева набирали во все пустые емкости, ведь даже без церковного благословения она считалась целебной и использовалась в течение года для различных магически-лечебных и других обрядов.
Из других народных названий 2 февраля известна Марии Громничной (Весенняя Богородица) или просто Громовница (в другом варианте – Громница, Громыха), полученная за освящение в церквях свечей, которые весь следующий год будет оберегать семью, дом, хозяйство и скот от попадания молний. Их зажигали во время громовицы, чтобы в дом не вскочил нечистый, когда за ним гонятся Перун со святым Ильей. Этими свечами на Сретение немножко подпаливали деткам челки, чтобы малыши не боялись грома небесного. В народи верили, что они зажженные помогают от боязни перед чем-либо, а так же «дают здравие душ и телес». Поэтому-то ритуал освящения свечей в этот день столь почитаем в украинской культуре.
Девушки на Сретенье на первых проталинах пели призывные песни-веснянки, а затем дома начинали роспись магическими символами первых писанок к грядущим Зеленым праздникам, которые постепенно с каждым днем будут все крепче приковывать тепло к украинской земле. К этой же дате хозяева должны были починить весь свой полевой инвентарь и посеять семена на рассаду («на Сретение вращается птица к гнезду, хлебороб – к плугу»).
Из магических украинских обрядов и примет на Зимоборницу: роса на выставленном в ночь на улицу зерне – к богатому урожаю (особенно что касается гречихи и картофеля), тоже предвещала хорошая погода; для хорошей яйценоскости стоило покормить кур одним овсом; окропить ульи стретенской водой каждое первое воскресенье по новолунию — к большому меду; метель дорогу переметает, то корм отметает; как напьется петух воды на пороге, то на Евдокии — вол на дороге; зажженная громическая свеча в церкви бережет поля от наводнения, а весенний цвет – от мороза; окропить человека стретенской водой – до Божьей помощи и защиты («Боже тебе помоги, Боже тебя сохрани!»).
В христианстве же Сретение было интерпретировано, как первая встреча Христа со своим отцом-Богом в стенах храма, куда через сорок дней после рождения (время библейского «очищения» женщины после родов) Богородица принесла его младенцам. Поэтому в христианстве Сретение празднуется на сороковой день после Рождества Христова, а основана традиция его церковного празднования была в ІІІ веке.