История
Могущественный род Острожских и летопись восточноволынской земли тесно переплетены единой историей, которая породила на свет немало сказаний, легенд и мифов, а оставила по себе вечную память в каждом камне их могучих замков, в каждом звуке малиновых колоколов построенных ими величественных храмов и искреннюю благодарность за имя каждого выдающегося выпускника основанного ими светоча знаний…
Истоки его существования затерялись где-то в конце XV столетия, когда в 1497 году Дермань в числе прочих девяти сел милостью великого князя Александра Ягеллончика (1461 – 1506) была дарована гетману великому литовскому Константину Ивановичу Острожскому (1460 — 1530). Иначе объяснить появление православного монастыря святой Троицы пусть на окраинах, но все же католической Литвы, невозможно.
Тем более, что согласно сохранившимся документам в 1499 году в дар от нового хозяина из древнего православного рода обитель получила книгу «Поучения», а спустя семь лет – Евангелие в серебряном окладе вместе с драгоценной церковной утварью. Хотя первое упоминание о фундуше для содержания братии в силу ограниченности количества исторических документом приходится лишь на 1512 год.
Уже через полстолетия в реестре дерманского монастыря числились деревянная церковь Пресвятой Троицы, часовня святого Дмитрия и башня-колокольны, причем в виду отсутствия других городских оборонных сооружений периметр был обнесен каменной стеной с деревянным оборонным поясом — таким принял его в свое ведение назначенный сюда в качестве управителя в 1575 году первопечатник Иван Федоров (1520-е — 1608).
Свой официальный статус, как и значительно увеличенный фундуш, обитель получила из рук представителя следующего поколения хранителей православных традиций в Литовском княжестве — Константина Константиновича Острожского (1526 — 1608) по случаю своего столетнего юбилея в 1602 году.
Тогда же во исполнение ранее полученного благословения патриарха Александрийского Мелетия Пигаса (1549 – 1601) начала воплощаться в жизнь мечта князя Константина о превращении Дермани в крупный просветительско-богословский центр: перестройка монастыря, создание на его базе киновии, основание школы для одаренных с изучением славянского, греческого и латыни, а так же организация работы типографии.
В рамках реформирования приюта святых отцов в том же 1602 году была заложена каменная Троицкая церковь внутри монастырского оборонного периметра на месте прежней деревянной.
И хотя через три года (1605) после основания типография по приказу Константина Константиновича была перенесена в столицу его владений — город Остог, православная Дерманская обитель осталась одной из самых влиятельных на литовских землях, что после подчинения ей Крестовоздвиченского и Преображенского дубенских монастырей возвело просветительский центр на берегу реки Устя в ранг Лавры.
После смерти своего покровителя в условиях ширящейся принятой в 1596-ом Брестской церковной унии православный мужской монастырь держал оборону еще десятилетие, но пал в 1627 году от руки своего нового настоятеля архимандрита Дерманского Мелетия Смотрицкого (1577 — 1633), который принял и внедрил в подчиненных структурах греко-католический обряд.
За два столетия обитель, сменившая свое константинопольское подданство на служение Ватикану, постепенно подрастеряла свой просветительский потенциал, хотя сама христианская святыня до распада Речи Посполитой пребывала в довольно хорошем состоянии.
Возвращение же ее в православие связано с аннексией Волыни после третьего раздела Польши в 1795-ом Российской империей, вследствие которой единый тандем государства и церкви начал планомерное уничтожение всех католических и греко-католических оплотов веры в борьбе за умы и сердца граждан на новоприобретенных землях. Монастырь в Дермани вновь стал православным 21 ноября 1821 года.
А началась новая жизнь старой обители с великой трагедии — разрушительного пожара, уничтожившего острожский Преображенский монастырь, после чего его оставшаяся без крова братия перебралась в 1822-ом на берега Усти.
Первым делом после ремонта в оплоте православия начались работы по восстановлению утраченного статуса просветительского центра, когда в кротчайшие сроки в стенах построенного на его территории в 1827-ом здания основывается целый ряд учебных заведений: школа иконописи (1827), школа дьяков (1829), уездное и приходское училища (1833), общая численность учеников которых достигала двух сотен.
Начиная с 1842 года, когда обитель получила статус первоклассной, в ее судьбе начинается эпоха процветания связанная с переносом спустя три года сюда официальной резиденции епископов Острожских, начавшийся с грандиозной реконструкции комплекса под присмотром Иерофея Лобачевского (1789 — 1871).
Повышению статуса мужского Преображенского монастыря поспособствовали и внутриепархиальные неурядицы Волынской духовной семинарии 1873 года, которые привели под его крыло кременецкое Богоявленское братство.
Так что, не смотря на перенос в Кременец Острожской епископской кафедры, дерманский оплот православия в конце XIX столетия не только славится своей учительской семинарией с обширной богословской библиотекой с книгами на многих европейских языках, но и переживает очередную реставрацию, коснувшуюся его внутренних интерьеров (восстановлен иконостас, настенная роспись обновлена масляными красками).
Покой и мирное сосуществование закончились для монастыря с началом боевых действий Первой мировой войны ХХ столетия — сначала в 1917-ом была закрыта учительская семинария, потом после небольшого периода межвоенного затишья под крылом Польской Республики (действовали женское и мужское духовные училища, проводились антисектантские курсы) в 1944-ом с благословения Ровненского епископа Панкратия (1890 – 1972) ликвидировано Преображенское мужское братство, а его место заняли сестры Зимненской и Обицкой обителей.
Но советская атеистическая власть в послевоенный период начала новую волну репрессий против церкви, входе которой монастырь в 1960 году был закрыт, его обитательницы переселены в Корецкий оплот веры, а сам комплекс передан восьмилетней школе-интернату для детей с физическими и умственными проблемами.
Лишь обретение Украиной независимости позволило духовенству вновь вступить в права владения Дерманской обителью — 30 августа 1991 года она официально была возвращена православной церкви, а уже 24 декабря решением Священного Синода был открыт Свято-троицкий женский монастырь.
С тех пор здесь не прекращаются работы по воскрешению древней духовной святыни. За два десятилетия были отреставрированы колокольня и Троицкий собор (1998), освящен теплый храм в честь преподобного Федора Острожского (2004), заложен гостино-трапезный корпус (2007), предан святости теплый храм в честь Николая Чудотворца (2012)… На этом братия не собирается останавливаться — преображения святыни продолжаются.
Архитектура
Неправильный многоугольник Троицкого монастыря в Дермани на берегу реки Усти — хорошо сохранившийся образчик оборонной храмовой архитектуры XVI столетия. Высокие каменные стены и надвратная башня – самые старые части комплекса, а произведение зодчих начала XVII столетия — Троицкий собор — его доминанта. Кроме того внутри периметра находятся церковь Казанской иконы Божьей Матери и целый ряд хозяйственно-бытовых сооружений более позднего времени создания.
Расположенная в северо-восточном углу пятиярусная (последний надстроен в конце XIX столетия) надвратная башня имеет с внешней стороны прямоугольную пристройку, увенчанную барочным фронтоном. Ее отличительными архитектурными особенностями служат стрельчатые оконные арки третьего и пятого ярусов, а так же слепая аркатура четвертого.
Трехчастный однокупольный прямоугольный в плане (25м х 17м) с притвором Троицкий собор, занимающий центральную часть внутреннего двора, выделяют высокий восьмигранный барабан купола со световыми окнами, пилястры (спаренные на северо-восточном и юго-западном фасадах) тосканского ордера, полукруглое окно с замковым камнем в щелыге нартекса, высокие оконные арки с архивольтами, широкий фриз меж профилированных карнизов и треугольные фронтоны двускатной кровли.
Его внутренний выполненный в классическом стиле объем членят восьмигранные в сечении столбы, на которые перенесен вес купола через паруса подпружиненных арок, стены еще хранят следы росписи середины XIX столетия, а иконостас блестит обновленной позолотой.
Флигель с теплой церковью дерманского Троицкого монастыря сооружен в южной части комплекса возле оборонной стены с использованием элементов более ранней конструкции. Его отличительной чертой служит т-образный периметр, центральная часть которого увенчана ломанной линией декоративного фронтона, слуховым полукруглым окном, оконными бровками второго яруса и пилястрами тосканского ордера.
Двухэтажное здание келейного корпуса замыкает юго-западную часть оборонного периметра. Его не единожды перестроенный и значительно увеличенный периметр при внешнем аскетизме архитектурного убранства подчеркивают высокое крыльцо под полукруглой кровлей, которая опирается на спаренные колонны тосканского ордера и имеет профилированный лобовой карниз.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Ровненская обл., с. Дермань-2, ул. Независимости.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Р05 (Городище — Сарны -Ровно – Староконстантинов) до с. Верхов или по Т1801 (Здовбици — Мизоч – Дубно) до Мизоча, а затем повернуть на Дермань. В селе следовать по главной до Свято-Троицкого монастыря.
Общественным транспортом из Дубно до Дермани Второй, в центре которой расположена древняя крепость-монастырь.