История
Первая четверть XVII столетия. Дубно номинально в руках наследника Острожской ординации Владислава Доминика Заславского (1616 — 1656), а фактически родовым имуществом распоряжается его мать Ефросиния Острожская (1628), которая в силу католической веры своего отца питает к власти Рима благоволение, что обеспечивает не только материальную, финансовую и административную помощь в строительстве костела кармелинок во славу святого Иосифа, но и удобный участок для его местоположения на пересечении дорог из Ровно и Луцка.
Так уже в 1630-ом деревянный католический храм на северной окраине города рядом с древним православным Крестовоздвиженским монастыря в документах фигурирует как действующий, хотя о строительстве обители для сестринства на тот момент речи еще не шло.
В виду ли хрупкости дерева как строительного материала или по иным причинам в 1690 году на средства Анастасии Чернецкой на прежнем месте строится новый кармелитский деревянный храм рядом с возведенным двумя годами (строительство было начато в 1686-ом) ранее по инициативе Тофилии Любомирской (1754 — 1709) деревянного же келейного корпуса, что подтверждает опись от 1702 года.
Согласно косвенным документальным свидетельствам каменный комплекс кармелитской обители обязан своим существованием все той же Анастасии Чернецкой, которая в 1721 году выступила фундаторкой его преображения в камне. Так что через два десятилетия в Дубно появилась новая храмовая жемчужина в стиле раннего барокко, освященная в честь святого Иосифа и пресвятой Девы Марии Луцким епископом Франтишиком Кобельским (1679 – 1755).
Однако и после официального окончания строительства на протяжении десятилетий силами уже самой католической церкви велись работы по совершенствованию внутреннего убранства приюта Божьих суженых. Благо этому способствовало вознесшееся к небесам после Первого раздела Речи Посполитой (1772) благосостояние Дубно, куда из Львова была перенесена одна из самых богатых ярмарок, для которой даже был построен Дом контрактов на Рыночной площади.
В 1813-ом после масштабного пожара первым был восстановлен костел с полным обновлением его сильно пострадавшей внутренней отделки и внешних фасадов, а два года спустя были выполнены работы и по приведению в жилое состояние келейного корпуса. Однако на протяжении первой половины XIX комплекс еще раз познал обжигающее пламя в 1844-ом и вновь был восстановлен. При этом сестры не прекращали своей воспитательной деятельности подрастающего поколения местных девочек, за что местные жители ласково именовали их “панночками”.
Но главная трагедия кармелитского монастыря заключалась в плотном соседстве его с православной принадлежавшей Почаевской Лавре Крестовоздвиженской мужской пустынью, заключавшейся в единственном связующем пути последней с большой землей (была расположен на острове среди болот), который пролегал через женскую обитель.
На этой почве между монастырями происходили столкновения, и пока власть на волынской земле принадлежала Речи Посполитой, соблюдался относительный паритет (хоть мужская и находилась в более уязвимом положении), который разрушила Московская империя аннексировавшая эти земли в 1795-ом своим открытым лобированием интересов православия с нарушением каких бы то ни было юридических норм и процедур.
Так многолетняя судебная тяжба между обителями, где ребром ставился вопрос о существовании в Дубно сестер ордена Пресвятой Девы Марии с горы Кармель, началась в 1867-ом и разрешился спустя двадцать три года царским указом конечно же в пользу православного братства, которое получило в свое полное распоряжение все имущество женского монастыря.
Новоиспеченными хозяевами сразу же (конец XIX — начало XX столетия) были начаты работы по видоизменению общего облика комплекса согласно православным канонам строительством высокой колокольни над центральными вратами и перестройкой костела в псевдорусском стиле. После модернизации храм получил крещение в честь Иоанна Почаевского. Тогда же территория была обнесена кирпичным забором.
По итогам Первой мировой войны ХХ столетия, Дубно вернулось в польское подданство, и католическая церковь уже в 1921-ом восстановила свои права на ранее отнятую кармелитскую обитель – сюда заселились сестры Божьего Проведения, для которых эти стены стали родным домом на полтора десятилетия. Тогда же по их инициативе здесь было открыто профессиональное училище для девочек.
В послевоенный советский период комплекс был приспособлен под нужды онкодиспансера, который пережив развал страны советов канул в небытие в 2011 году, уступив место хоспису под опекой открытого здесь семью годами ранее монастыря Святой Варвары украинской православной церкви, который не только помогает добрыми делами, но возносит молитвы над мощами святых Варвары, Пантелеймона и Иова Почаевского.
Архитектура
Монастырский комплекс кармелиток в Дубно представляет собой слившийся воедино г-подобный периметр келейного корпуса с арочной колоннадой по южному центральному фасаду и пристроенный к нему с запада прямоугольник базилики.
Храмовое здание представляет аскетичный прямоугольник трехнефной четырехстолпной базилики под крестовыми (центральный неф) и полуциркульными на подпружиненных арках (боковые) сводами, центральный фасад которого расчленен пилястрами, а оконные проемы одеты в широкие наличники с завершением в виде бровки.
Спрятанный за колонным портиком выполненный в стиле раннего барокко центральный фасад двухэтажного келейного корпуса отличают изящные наличники с завершением в мавританском стиле, вторящее им лепное украшение верхней части колонн, профилированный лобовой карниз, декоративный кирпичный парапет и изящное лепное обрамление центрального входа.
Прочие фасады монастырского корпуса имеют отделку вторящую бывшему костельному зданию: те же широкие наличники прямоугольных оконных проемов с бровкой и профилированный лобовой карниз.
Территория комплекса ныне с юга и востока обнесена кирпичной стеной (ранее весь периметр) с шестипилонными трехпролетными воротами по центральной оси келейного корпуса, над которыми ранее возвышалась построенная в начале ХХ века и снесенная при советах колокольня с двумя боковыми часовенками. Их декор составляют пилястры и шарообразное завершение каждого пилона.
Перед центральным фасадом комплекса раскинулся небольшой изящный парк (все что осталось от прежних обширных владений) с ухоженными клумбами и аллеями декоративных деревьев, в числе которых каштаны, ели, туи, березы, а слева от главного входа блестит куполами новопостроенная часовня.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Ровненская обл., г. Дубно, ул. Шевченко, 51.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е40 (М19) (Доманово — Ковель — Луцк — Дубно — Кременец — Тернополь — Черновцы), на пересечении которой с улицей Шевченко Дубно расположена бывшая кармелитская обитель.
Общественным транспортом до поворота с трассы из Ровно или Луцка у Дубно, где находится монастырь святой Варвары.