История
Дата первого письменного упоминания монастыря на Почаевской горе точно не установлена, согласно одних – следует причислять его создание к середине XV века, а по другим — он был основан в 1527 году.
Основанный, предположительно, бежавшими от гонений монахами Киево-Печерской обители Антонием и Феодосием изначально пещерный монастырь постепенно обзаводится целым архитектурным комплексом, который охватывает всю площадь вершины каменистого холма у реки Иквы, куда помимо культовых храмовых сооружений вошли и объекты оборонного назначения.
Благодаря посмертным дарам местной помещицы Анны Гойской ( – 1597) монастырский комплекс получил новый толчек для своего развития, ведь помимо обширных земельных наделов иноки получили в свое распоряжение чудотворную икону Божьей Матери, которая снискала славу исцеляющей. На поклон в храм потянулась вся округа, а слава о чуде разлетелась далеко за ее пределы.
Деятельность Почаевской обители греко-католического ордена святого Василия Великого не ограничивалась лишь проповеднической деятельностью, так для просветительских целей в начале 1618 года была построена монастырская типография, в скором времени ставшая одной из крупнейших на Украине.
С увеличением славы храма «Поча Девы», увеличивается и число его жертвователей — так в 1653 году щедротами семьи Домашевских на территории монастырского комплекса была сооружена просторная каменная церковь Святой Троицы.
Но широкая известность имела и негативные последствия для храма в Почаеве – татарские набеги не могли минуть столь богатого обители, и комплекс был взят в осаду во время набега 1675 года. Однако благодаря заступничеству высших сил он выстоял, защитив своими стенами не только братию, но и жителей окрестных селений.
Формированием нынешнего комплекса каменных построек Почаевского монастыря связано уже с именем Николая Василия Потоцкого (1712 — 1783), который после раздела Польши, когда большая часть его имений перешла в австрийское подданство, обратился в поисках утешения к религии. Средством же своего благодеяния магнат избрал монастырь на каменистом мысе Иквы. Так его стараниями была перестроена церковь Святой Троицы (1768), сооружена церковь святой Варвары (1774), начато возведение нынешней доминанты комплекса — собора Успения Пресвятой Богородицы (1771 — 1783), завершен периметр внутреннего двора строительством келейных корпусов (1771 – 1780).
В результате третьего раздела Польши (1795) Почаев входит в состав Российской империи, но в рамках политики веротерпимости остается во владении греко-католической церкви. Мирное существование обители первой четверти XIX века вносит последние штрихи в завершение Почаевского храма — на склоне увидел свет Архиерейский дом, а весь периметр комплекса был обнесен каменной оградой.
Польское восстание 1830 — 1831 годов послужило поводом для петербургских властей для начала гонений на католическую церковь, в особенности греко-католическую. В результате к концу десятилетия все василианские монастыри необъятной империи вмести с имуществом были переданы в руки православного греко-российского духовенства.
Уже в качестве православного храма Почаевский монастырь получает звание Лавры (1833), что приводит в его стены новую волну паломников, в том числе царской фамилии, на средства пожертвований которых начат новый этап строительства комплекса, когда были возведены Надвратный корпус (1835 год), Колокольня (1861 – 1871) и Похвальная церковь Святой Троицы (1862 год), а пещерная церковь святой Варвары была значительно перестроена (начало 1860-х).
Во время своего визита 1859 года в Почаев российским императором Александром II (1818 – 1881) в дар Успенскому собору лавры был преподнесен огромный иконостас, созданный известными столичными мастерами кисти (И.М. Горбуновым, С.Ф. Верховцевым, Н.А. Лавровым, Е.Я. Васильевым).
На заре нового столетия храмовой комплекс Свято-Успенской Почаевской лавры обзаводится новым зданием Троицкого собора на месте ветхого строения XVII столетия, иконостас которого был завершен лишь спустя пятьдесят лет после открытия храма.
Первая мировая (1914 — 1918) становится ужасом – территорию монастырской обители сначала занимают автро-венгерские войска, затем подвергают разграблению российские. Умиротворение приходит в храмовые стены лишь в сентябре 1919 года с переходом Волыни в польское подданство. При католичестве — основной государственной религии, тем не менее, лавра в Почаеве остается православной вплоть до 1939 года, когда эти земли вновь присоединены к Советскому Союзу.
На щите воинствующего атеизма после Второй мировой войны (1939 — 1945) обратились в прах многие христианские святыни, а на братию уцелевших начались гонения. Лавровый комплекс не был исключением — он постепенно приходит в упадок в виду отсутствия средств на поддержание и реставрацию зданий и сооружений.
Огонь лампад Свято-Успенская Почаевской лавры вновь засиял в полную силу с 1990 года, когда со сменой политической власти изменилось отношение к религии, и монастырский комплекс на гребне холма стал второй по значимости святыней (после Киево-печерской лавры) на территории Украины.
Архитектура
Успенский собор (1771 — 1783) – трехнефная центральнокупольная базилика в форме латинского креста (30м х 69м) на двухъярусном постаменте-террасе, взмывающий над вершиной Почаевской горы на высоту 45м, создана совместными усилиями архитекторов Готфрида Гофмана и Петра Полеевского на средства Николая Потоцкого с учетом особенностей ландшафта (пещеры и ходы искусственного и природного происхождение).
Внутренняя масляная роспись интерьеров доминанты всего комплекса Свято-Успенской Почаевской лавры с полуциркульным сводами на подпружиненых арках, в щелыгах (место соединения арки и свода) которых устроены фонари для освещения хоров, была начата еще известным львовским художником Лукой Долинским (1745 — 1824), но свое завершение нашла лишь на рубеже XIX и XХ веков.
Внешнее декоровое убранство собора Успения Пресвятой Богородицы, в котором преобладают рокайлевые черты (лепнина растительного характера, вазоны, сдвоенные и одинарные пилястры, портики композитного ордера, раскрепованные карнизы люнет) носит пышный характер, придающий ему излишнюю подчеркнутость главенства над прочими сооружениями комплекса.
Отличительной чертой архитектуры соборной церкви лавры является удлиненная прямоугольная алтарная часть, южный фасад которой завершается повернутыми под углом 45° к продольной оси эллиптического по форме притвора с четырьмя полуколоннами парой боковых угловых башен, находящих свое завершение в золотых куполах.
Нынешний Троицкий собор (1906 — 1912), автором которого является Алексей Викторович Щусев (1873 – 1949), начавший отсчет своей истории еще в 1653 году, а столетие спустя значительно перестроенный получил новое внутреннее убранство (1768), сейчас представляет собой трехнефный трехаспидный крестовокупольный с притвором храм в северо-восточной части комплекса.
Его кирпичный не оштукатуренный кубический объем значительно возвышается над притвором, который в северной части над членением переходит в круглую башню с выходом на хоры. Отделкой внешних фасадов служат неглубокие арочные ниши, передающие внутреннее членение здания, смягчая визуальную аскетичность фасадов с миниатюрными окнами-бойницами.
Изюминкой композиционного восприятия северо-восточного центра Свято-Успенской Почаевской лавры являют собой мозаичные панно с росписью на южном (художник — Н.К. Рерих), западном (автор — А.В. Щусев) и северном порталах, а так же геометрический композиционный рисунок культовой тематики, выполненный при помощи рельефной кладки.
Кирпичный периметр келий (1771 — 1780) по проекту Г. Гофмана, в комплексе с Успенским собором образующий пространство Внутреннего двора (45м х 50м), состоит из трех- (Северный корпус) и двухэтажных зданий коридорной планировки с односторонним расположением помещений под крестовыми сводами.
Внешняя отделка, где доминируют ярковыраженный барочный фронтон Западного крыла и пилястры коринфского ордера парадных фасадов, подчеркивает прямоугольные проемы окон наличниками замковых камней.
Прямоугольный в плане Архиерейский дом (1825) Свято-Успенской Почаевской лавры, построенный из кирпича с посекционной планировкой помещений, имеет благодаря месторасположению на юго-восточной оконечности холма разноуровневую высоту от четырех ярусов (южный) до двух (северный и западный фасады).
Богатство убранства внешних его фасадов представляют пилястры ионического ордера с завершением из антаблемента, украшенного модульонами и дантикулами, а нижний ряд прямоугольных оконных проемов подчеркнут полуциркульными сандриками. Центральная же часть южного фасада выделена с помощью балкона в три окна под треугольным фронтоном.
Третья в Украине по высоте Колокольня (1861 — 1871) (65м), построенная по проекту Раструханова — кирпичное оштукатуренное пятиярусное здание, нижние два из которых прямоугольные трехчастные служат пьедесталом для последующих кубических, четвертый является пристанищем для 11,5-тонного Благовестного колокола 1886 года постройки (автор — Аким Воробьев), а верхний венчают куранты и шпиль над небольшой маковкой.
Насыщенную эклектичную отделку внешних фасадов составляют преимущественно антаблемент полуколон коринфского ордера под раскрепованным карнизом, архивольты арочных проемов, фронтоны сегментные и разорванные, люнеты в пластичном оформлении…
Двухэтажный кирпичный Надвратный корпус (1835) в стиле позднего классицизма, главный внешний фасад в виде четырехколонного портика дорического ордера которого поддерживает фронтон со священным изречением, встречает изображениями святых над кованными вратами.
Достопримечательности
Целебная вода источника отпечатка правой стопы Богородицы под золотым ковчегом в Успенском соборе Свято-Успенской Почаевской лавры у бронзового барельефа Явления за латунной оградой прославилась на весь свет своим чудом дарования жизнь и здоровье страждущим хоть раз в жизни испившим ее.
Почаевская икона Божией Матери в золотом венце на небольшой липовой доске над Царскими вратами — коронованная папой Климентом XIV в знак признания чудотворности — за столетия не раз даровала измученным телесными и духовными страданиями избавление и радость счастья без боли.
У нетленных мощей преподобного Иова, игумена Почаевского (1551 — 1651), покоящиеся в Пещерной церкви, ищут благословения паломники, как у человека при жизни прославившегося силой веры и духа благочестия, укреплявшего своей верой и подвигавшего на благие дела других.
Рядом в Пещерной церкви нашло свой последний земной покой и нетленное тело преподобного Амфилохия Почаевского (1894 — 1971) — стоика не сломавшегося под действием чужой злой воли, а обретшего в награду дар исцеления и прозорливости.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Тернопольская обл., Кременецкий р-н, г. Почаев, ул. Воссоединения, 8.
Ссылки
- Исторические персоны. От храма к мавзолею, от веры к атеизму
- Исторические персоны. Стоик веры
- Легенды. Где ступала нога Богоматери
- Легенды. Под защитой Царицы Небесной
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е85 (М19) (Сирет – Черновцы — Тернополь — Дубно — Луцк — Ковель – Корбин), Е40 (М06) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий) затем поворот на трассу Р26 (Кременец — Почаев – Радивилов), которая проходят через Почаев вдоль Свято-Успенской Почаевской лавры.
Общественным транспортом до автовокзала Тернополя, а затем на маршрутном такси на Радивилов (или в обратном порядке) до Почаевской автостанции. Свято-Успенская Почаевская лавра в 5 минутах ходьбы от остановки. На официальном сайте в разделе «Справка» есть варианты путешествия из Киева.