Печаль и месть Куряжской пустыни

Древняя монастырская пустынь, которой веками не везло с настоятелями, но многочисленные богатые покровители не давали исчезнуть всуе, была похоронена пришедшими на волне кровавого переворота 1917-го бездушными нелюдями «от народа», когда обласканные словом истовой молитвы и преданной любви местных жителей стены стали площадкой для исправления малолетних преступников и социальных экспериментов по их адаптации к обществу в 1920-х.

Тогда в пылу атеистического безумия коммунисты уничтожали все мало-мальски связанное с любым напоминанием о высшем возмездии за их многочисленные кровавые грехи, будто уничтожив храм они могли избавится от вины в надежде, что Бог обо всем забудет. Так на сотни древних и не очень, уникальных и обыкновенных святынь попросту исчезли с лица земли, а иные, так как и главный куряжский храм Преображения Господнего, лишились всей своей былой величи и семь десятилетий прозябали на обочине истории.

Чтобы не сразу нагнетать обстановку при советской власти попервах в монастыре еще даже продолжались богослужения, но вначале 1920-х были сняты и переплавлены для нужд «молодой республики» колокола с его звонницы, братия изгнана из своих пенат (1924), потом настал черед куполов, а в 1939-ом началась борьба за колокольню — старики, проведав о ее предполагаемом сносе, приходили и просто садились вокруг молчаливым живой цепью, но обезумевшим большевикам все было нипочем — ее взорвали после клятвенных заверений в неприкосновенности. Два других храма комплекса (Онуфриевский и Георгия Победоносца) тоже пали в неравной борьбе с оккупационной властью.

Из всей некогда величественной пустыни ко второй половине ХХ столетия остался лишь прямоугольный объем Спасской базилики, приспособленной под административный комплекс колонии и мало чем напоминающий храмовое сооружение, от которого местами сохранились лишь потолочные фрески начальственных кабинетов да лепные элементы с уникальной акустикой актового зала.

Прошли года и поруганная святыня начала понемногу месть своим обидчикам: то нанятые на разборку кирпичной ограды исчезнут без следа не получив положенного жалования, то провал образуется на территории закрытого исправительного учреждения, да какой — три всадника в ряд проедут, то здание трещинами пойдет и не успеешь укрепить в одном месте — начинает сыпаться в другом, то техника пропадет без следа внутри охраняемого с вышками периметра. И это при повальном увлечении поисками клада по легенде оставленного монашеской братией.

Периодические подкопы под стенами, раскопки полов и территории, разборка стенной кладки — одна непрекращающаяся головная боль руководителей колонии на протяжении десятилетий. Ведь только согласно сохранявшимися документальным источникам на основании воспоминаний очевидцев под всем обширным комплексом Куряжской пустыни существовала огромная сеть подземных ходов, которая соединяла не только все расположенные друг от друга на приличном расстоянии его храмы, но и сообщалась с Харьковской крепостью, отстоявшей от него на восемь километров. Кроме того под землей был расположен целый келейный город с трехсотлетней историей.

Так что подземный мир Куряжа (ныне село Подворки Солоницевского поселкового совета) — вожделенная мечта любого кладоискателя, а их среди воспитанников колонии за годы ее существования было немало. Тем более, что коварный монастырь нет-нет да и откроет миру одно из своих сокровищ — чего стоят лишь найденные во вновь обнаруженных подвалах ванны с тончайшим серебряным покрытием, которые ныне используют в столовой исправительного учреждения для засолки и хранения овощей. Поэтому остается надежда, что главные монастырские находки еще впереди.

19-04-2017 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.