Страна красных советов застрявшая в брежневском застое; воинствующий коммунизм стал для нее основной религией, а атеизм – новой верой. До украинской свободы еще долгих два десятилетия. Но настоящий человек во все времена остается человеком, не смотря на всю мишуру окружающей суеты и громкие призывные речи временщиков…
Когда в 1970-ом во главе производственного управления водопроводного хозяйства «Донец» стал Михаил Васильевич Николаенко, у древней святыни, столетиями хранившей душу Кочетка и уже пятьдесят лет заброшеная прозябала на задворках истории, появилась надежда на воскрешение в лучших традициях христианской веры. Ведь у нового руководителя помимо коммунистического партбилета еще была душа, которая плакала при виде ужасающего состояния уникального храма иконы Владимирской Божьей Матери.
После долгих мытарств по чиновничьим кабинетам, которые так и не принесли результатов в деле реконструкции памятника архитектуры, Михаил Васильевич решил восстановить церковь в Кочетке силами вверенного ему предприятия. Найдя единомышленника в лице заместителя председателя Харьковского облисполкома Уварова, который на свой страх и риск выдал в 1984-ом официальное разрешение на передачу святыни в ведение ПУВХ «Донец». Главным ответственным за реставрацию был назначен инженер хозяйства Сергей Лукьянович Комаров.
Хождение по инстанциям с составленной Украинским научно-реставрационным управлением проектно-изыскательной документацией десятилетней давности для получения разрешения на начало работ продолжались еще год, ведь восстановление христианского символа в атеистической стране было практически вызовом обществу.
Но даже получение всех возможных разрешений не могли в бюрократическо-ангажированном советском обществе сделать реставрацию простым и скорым делом: энергосети затягивали перенос шести своих опор, дорожно-строительное управление не решало вопрос улучшения инфраструктуры, техникум лесного хозяйства саботировал озеленение прилегающей к комплексу территории, а еще были поиски меди необходимой четырехмиллиметровой толщины и специалиста ее обработки, юридическое закрепление объекта, обеспечение строительными материалами, звезды для куполов, эскизы крестов…
И все эти трудности не смогли сломить решимости Николаенко и Комарова довести реставрацию до конца. Для реализации проекта были подключены заводы «Электротяжмаш», «Чугуевский топливной аппаратуры», «Донецкий металлургический». Благо началась советская «перестроечная» пора и к вопросам религии относились не столь уж строго, как прежде (хотя за установку крестов на куполах Николенко все же получил строгий партийный выговор).
История с крестами нашла свое продолжение в 1986-ом, когда сетования Николаенко на съезде Общества охраны памятников о не золоченных крестах внешне уже восстановленного Владимирско-Богородичной церквидошли до заместителя председателя Совета Министров УССР Тронько, который отдал распоряжение о восстановление исторической аутентичности главного символа христианской веры храма в Кочетке. А еще через год мастерами Киевского научно-реставрационного участка была начата внутрихрамовая роспись.
И в каждой минутой возрождения древней святыни страна, которая на протяжении полувека пыталась ее уничтожить, делала шаг в небытие. Так великодушие и сила воли идти против системы двух человек спасли от забвения хранителя частички истории украинской земли, который благодаря им сейчас, как и прежде, парит над бескрайними слобожанскими просторами в дельте Донца и Тетлеги, оберегая веру и надежду родного Кочетка.