Взлеты и падения Василия Масловича

Появление долгожданного наследника в семье врача Черниговского полка Григория Масловича после смерти двух его братьев в малолетстве, казалось бы, сулило крещенному Василием новорожденному безоблачное будущее и предопределенную карьеру по военно-медицинской части. Но коварная судьба на счастье или на беду спутала все карты, когда его отец был переведен на службу в Сибирь, а мать с ребенком осталась в теплом украинском климате. Мальчику тогда не исполнилось и года.

Через некоторое время обманутая долгим отсутствием известий от супруга и ложным сообщением о его смерти Терезия Маслович (урожденная Хайновская) вновь выходит замуж за поручика Лукашевича. Раскрытый обман, развод, побег из Каменец-Подольского и поиски спасения у бывшего однополчанина Григория Масловича, Ионы Николаевича Познанского.

После всех несчастливых перипетий в первые годы жизни судьба, наконец, улыбнулась Василию, которого бездетный да к тому же баснословно богатый бывший черниговский майор взял на воспитание. Роскошный дом воспитателя в Харькове, дворцовый комплекс в Гиевке под Люботином, элитное образование: частный пансион, гимназия, Харьковский университет и степень доктора изящных искусств, в качестве роскошного подарка за которую Иона Николаевич преподносит любимцу свой собственный харьковский особняк (хотя и продолжает жить в нем на правах гостя). И при этом удачный старт литературной деятельности в качестве напечатанного автора произведения «Дельф и Дельфира или увенчанная любовь» в девятнадцатилетнем возрасте — рай на земле.

Снова крутой поворот стрелок Хроноса, и литературно-журналистская карьера Масловича, начавшаяся так стремительно с издания в возрасте двадцати трех лет от роду собственного первого в Украине сатирического журнала «Харьковский Демокрит», на страницах которого он выступает в качестве редактора и автора поэтических строк, заканчивается уже через полгода (увидели свет лишь четыре номера). Василий Григорьевич еще десять лет мужественно пытается сопротивляться давлению и гонениям общества российского царизма, связанным с категорическим неприятием обличающей сатиры его басен, прежде чем под давлением обстоятельств навсегда забросит перо.

Светлым лучом в этот трагический для литератора период станет завещание воспитателя от 4 июля 1821 года, которым предусматривалось наследование им всего огромного состояния Ионы Николаевича, оцененное по приблизительным подсчетам в миллион рублей. Однако после смерти любимого воспитателя в 1833-ем вступить в силу оно смогло лишь после трехлетней судебной тяжбы с братом и племянником покойного, что стоило Масловичу немало нервов и финансовых затруднений при возведении заложенной еще Познанским церкви святого Николая.

Так что вся судьба Василия Григорьевича Масловича была разноцветным ковром сотканным из головокружительных побед и маленьких трагедий, которые возносили его к небесам и низвергали в пучину отчаяния, что в конечном счете стоило ему самой жизни в пятьдесят лет, чтобы на столетие затеряться на страницах рукописной истории и вновь возникнуть из небытия первооткрывателем направления украинской журналистики.

03-05-2017 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.