Воины в черном

Из каких бы далей они не пришли (на сей счет имеется три косвенно подтвержденных истории), чтобы достигнуть меловых гор на берегу быстротечной реки среди густого леса им понадобилось не только христианское смирение и выдержка, но и не дюжая способность держать удар от врагов земных и испытаний небесных. Что уже говорить о титаническом труде строительства на практически отвесной скале пещерного монастыря.

Поэтому ожидать от закаленных жизненными испытаниями жителей Святых Гор, хоть и принявшие монашеские обеты, покорности и непротивления для любых посягателей на их размеренный, удаленный от мирской суеты уклад было большой ошибкой – тот кто смог прорыть в отвесных склонах на огромной высоте разветвленную сеть многокилометровых туннелей, создав целый город, чьими трудами на меловых отрогах появились чудо-храмы похожие на ласточкины гнезда, у кого хватало сил ежедневно поднимать на двухсотсаженевую высоту бесконечное количество дубовых бочек с живительной влагой из Донца просто не мог сдаться без боя.

Именно потому Батый и Тамерлан, поляки и московиты, разбойники всех мастей и шайки лиходеев так и не смогли за все время существования захватить Святогорскую обитель, удовлетворяясь лишь пленением одиноких братьев у реки. Да и то успех агрессоров был сомнительным и недолгим — святые отцы в миг, подпоясавшись булатными мечами и взяв в руки длинные нагайки, на конях и ладьях бросались в погоню. Зачастую воины в черном не только отбивали своих плененных братьев, но и захватывали богатый военный трофей, так что получившие достойный отпор нападающие не скоро готовы были повторить свою попытку, а в народе потом появлялись многочисленные легенды о стае черных воронов, оберегающих украинскую землю.

Поколения сменяли друг друга, старые уроки забывались, и новые любители легкой добычи, которой они считали сынов Божьих православной пещерной обители, по новой постигали горький опыт своих предков. Святогорский монастырь вплоть до XVIII столетия пребывал на передовой войны с кочевниками, для защиты от которых по разрешению московских властей здесь предписывалось держать вооруженный солдатский гарнизон.

Однако, воинское искусство братии было столь велико, а родные стены давали такую силу, что в гарнизоне не было нужды – хорошо обученная, организованная и натренированная община, к тому же вооруженная стрелковым оружием и даже пушками, вполне успешно противостояла любому врагу. Так в местных хрониках до сих пор хранится имя монаха-пушкаря Иакова, отличившегося при отражении очередной атаки.

Так что не удивительно, что многие святогорские монахи, как достойные продолжатели древних традиций обители, отличились во время кровопролитных боев на полях Первой мировой войны в качестве полковых капелланов, за что были удостоены наперсных крестов и орденов. Хотя противостоять красной чуме и советскому безбожию они так и не смогли, и ушли в мир теней на семь десятилетий, чтобы возродится в новой ипостаси на заре нового третьего тысячелетия.

21-06-2017 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.