Он родился в бурно развивающемся Харькове на изломе эпох в 1895 году, когда казалось, что мир окончательно покончил с войнами и стал на путь прогресса и созидания. Счастливое детство на одной из тихих улочек в самом сердце старого города, где его мама прослыла одной из искуснейших шляпных мастериц, что создало благодатную почву для развития многогранных талантов юного дарования, которое начало писать музыку в восемь лет. Иосиф Шиллингер.
Поступление в столичную консерваторию было делом решенным при таких несомненных музыкальных талантах. Благо закончить ее по классу дирижерства и композиции ему удалось в 1917-ом, чтобы успеть вернуться в родной Харьков до начала большевицкой бойни.
В родных пенатах Иосиф Шиллингер, не смотря на весь хаос последствий красного переворота и молодые годы, сразу же получил степень профессора в Харьковской консерватории. Работа, эксперименты, концерты и… музыка, музыка, музыка среди ужасов военного противостояния.
Переезд через пять лет в советский Петроград подарил музыканту долгожданную встречу с будущими мировыми знаменитостями – композитором Дмитрием Шестаковичем и создателем бесконтактного синтезатора Львом Терменом. Дух новаторства еще не скованный железными обручами цензуры новой власти позволил профессору развивать свою теорию математической музыки, а должность консультанта народного комиссариата образования – довольно свободно чувствовать себя в новых реалиях.
Сопредседательство в Ассоциации международной музыки и тетка по отцу (Надежда Шиллингер) в Нью-Йорке, не смотря на ужесточение советами правил выезда за границу для своих граждан, обеспечили Иосифу в 1928-ом годичную визу для стажировки в США. С собой он забрал лишь партитуры и архив, навсегда покидая ставшую чужой родину.
Тогда же в Америку в качестве агента разведки выехал завербованный НКВД его студенческий друг и соратник Лев Термен вместе со своим синтезатором на основе электромагнитных излучений. Несколько экспериментальных концертов их дуэта оглушили местную публику, вызвав ошеломительный успех и разноречивые отклики в прессе.
В новой стране под новым именем Джозеф Шиллингер полностью посвящает себя преподаванию (Нью-Йоркская школа новых исследований, колледж Колумбийского университета, Нью-Йоркский университет) и отражению на бумаге своей теории музыкальной композиции и импровизации, построенной на математических расчетах.
Четыре с половиной года по три часа в неделю и на свет под его руководством родилась новая мировая звезда — композитор Джозеф Гершвин и его гениальная опера «Порги и Бесс», в которой ритм, мелодия, гармония, контрапункт были учителя, а оркестровка — ученика, в память о чем Гершвин прислал Шилленгеру партитуру своего знаменитого произведения с преклонением перед его огромным талантом.
Гражданин США, которым Иосиф Моисеевич стал в 1936-ом, он совершенно отказался от написания музыки так как по собственным словам «перерос ее» и полностью посвятил себя развитию своей теории, которая уместилась в двух огромных томах «Системы музыкальной композиции Шиллингера» и «Математические основы искусства», провидческим даром предугадав появление синтезатора и компьютерной музыки, первый из которых он возможно даже изобрел бы, если бы не преждевременная кончина в возрасте сорока восьми лет.
Великого музыкального новатора не стало, но творчество продолжает жить в произведениях его гениальных учеников, среди которых помимо Гершвина имена Гленна Миллера, Бенни Гудмана и Томми Дорси, а наработки, труды и архивы хранятся в библиотеке консерватории Пибоди (Балтимор) и частных архивах.