Белая крепость. Білгород-Днестровський

Вездесущие жители древнего Милета, ведущие свой род от упомянутых в гомеровской Илиаде как единственных сторонников Трои малоазиатских лелегов, в поисках новых плодородных земель забрели в далекое устье Тираса (Днестра), на правом берегу которого уже существовало поселение скифов-землепашцев Тира. Свой же город будущие прародители самого богатого города Ионии образовали на острове среди Днестровского Лимана, назвав его Офиуса (город змей). Было это в VI веке до н.э.

Тира останется единственным селением на берегу в устье Тираса после затопившего соседний остров поднятия уровня мирового океана, приняв под крыло его жителей. Потом будет завоевание римлянами, переименовавшими крепости в Алба-Юлию (107г.) и возвращение исконного названия, правда в несколько ином звучании «Турис», после завоевания гунами (371г.).

Тирская крепость через три столетия стала официальной резиденцией протоболгарского хана Аспаруха, разбившего византийские легионы и завоевавшего семь славянских племен. Они-то и станут прародителям жителей Белгорода, прозванного так ими за молочно-белый цвет песчаных крепостных стен и построек. В 907-ом тиверцы на стороне киевского князя принимали участие в походе на Византию, за что поплатились половиной населения города убитого или проданного в рабство Царьграду печенегами.

Венгерское подданство в начале XIII столетия принесло городу новое название Фахервар (Белая крепость). Татаро-монгольское нашествие 1241 года, переименовало в Ак-Либа с прежним значением. Но история – дама капризная и завоеватели здесь подолгу не задерживались – уже через четыре десятилетия хозяевами крепости в устье Днестра становятся генуэзцы, выкупившие ее у хана Ногая. Они так и не смогли определиться с ее названием Аспро- (белая), Мальво- (зеленая), Мон- (на горе) и даже Мавро- (черная) кастро (крепость) . Последнее было получено городом за изгнание барышников и ростовщиков, к которым принадлежала подавляющая часть «хозяев», из города.

И снова Белой, правда уже в молдавском варианте Четатя-Албэ (тюркском Аккерман), крепость стала после присоединения Северного Причерноморья к Молдавскому княжеству при поддержке Венгерского королевства в начале XIV столетия. Однако это же поставило ее на линию конфронтации между востоком и западом, в виду того, что османские султаны по праву считали ее вратами к сердцу Европы.

Аннексия южноукраинских земель Российской империей в 1812-ом вплоть до окончания Второй мировой войны закрепило за городом турецкое имя Аккерман. А дабы истребить любые напоминания о прошлом в 1944 году советы вернули крепости и прилегающему к ней селению исконное название Белгород, добавив приставку Днестровский для отличия от российского одноименного города.

01-07-2017 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.