Чудны и неисповедимы пути просвещения – ищущий находит крупицы знаний в обыденности, а равнодушный – проигнорирует вселенскую мудрость в руках… Один из крупнейших научно-просветительских центров Восточной Европы, коим стал Харьков в начале ХХ столетия, иногда поражал нестандартностью в подходе к вопросам образования. Так государственная поддержка и активная частная инициатива на пути образования рабочего класса породили на свет первое в городе народно-просветительское учреждение при винном складе акцизного общества.
Оно начало свой путь с 12 ноября 1902 года с заслушанного и принятого на заседании хозяйственного комитета Харьковского губернского акцизного управления доклада В.А. Фаусека «о мероприятиях предложенных в исполнение предписания главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей от 28 октября того же года», где предлагалось для улучшения быта рабочих создать при каждом складе губернии библиотеки-читальни, организовать чтения с волшебным фонарем, продажу книг и картин, ассигновать средства для танцев и театральных постановок.
Конкретно при харьковском алкогольном складе предусматривалось создание центрального хранилища книг, картин, световых картин для чтения с волшебным фонарем, хора, школы для рабочих, оркестра и собственной столовой. Во главе дела был поставлен тот же Фаусека, профессор Женского медицинского института, а его помощником назначен И.С. Трофимов.
Практически сразу на базе созданной за три года до того 1-й бесплатной народной библиотеки Общества по распространению грамотности была открыта библиотека для работников винного склада, насчитывавшая десять с половиной сотен томов на общую сумму в 822 рубля 70 копеек, и читальня при столовой, в которой во время обеденного перерыва можно было почитать периодику и легкую литературу.
Харьковский центральный склад по продаже книг и картин для удовлетворения художественно-эстетических запросов рабочего класса существовал по большей части за счет принятой на комиссию от разных издательств печатной продукции.
Общественные чтения для рабочих и членов их семей проводились по большей части все в той же складской столовой или в загадочном помещении «отделения комиссионных напитков» при лаборатории, причем скрашивать монотонность чтения был призван имеющийся на складе граммофон «Монархъ» или местный хор певчих, существовавший с 1901-го под руководством старшего рабочего Крамарева и принимавший участие во всех начинаниях Народного дома, даже получавший по пятьдесят рублей в месяц за свои выступления в Кладбищенской приходской церкви на праздники.
Так же дело обстояло и с оркестром, который зародился до начала программы поддержки, но свое развитие, инструмент и собственного капельмейстера Четыркина получил вместе с финансированием в ноябре 1902-го. Его первое выступление состоялось через три месяца (15 февраля) на винном складе, после чего колектив принимал активное участие в концертах, танцевальных вечерах, а за работу в антрактах мероприятий Народного Дома оркестранті даже получали деньги.
Отдельного внимания заслуживает театр винного склада Харьковской губернии, для которого даже была затеяна перестройка рабочей столовой, попервах проводившего репетиции и дававший первые постановки («Сватання на Гончарівці», «Наталка-Полтавка», «Ой, не ходи Грицю, та на вечорниці») на переоборудованном складе, с неизменным успехом собирая до полтысячи человек.
Такая забота харьковских губернских властей о материально-бытовых условиях жизни и досуга своих служащих сделала эту работу престижной в глазах рабочего класса, чего не наблюдалось ранее, да и послужила примером для прочих предприятий, служа наглядным доказательством как повышение грамотности в одной отдельно взятой организации влияет на культурный уровень города в целом.