Про публичные конкурсы и не только

История Харькова на рубеже XIX и XX столетий ознаменовалось не только бурным витком социально-экономического подъема, но и таким вошедшим в повседневный обиход понятием как “публичный конкурс” при строительстве не только общественных зданий, но и частных особняков.

Причем публичность такого конкурса на каждом этапе можно было отследить по страницам знаменитого журнала “Зодчий” от объявления конкурса с детализированными условиями до определения результатов. Хотя это не гарантировало воплощение в жизнь проектов-победителей как в целом, так и их отдельных частей, что было связано с определением победителей архитектурной комиссией согласно заявленных требований, а право собственности переходило в собственность заказчика, который по своему усмотрению решал их дальнейшую судьбу.

Вот взять хотя бы харьковский дом Лихолета, что по Чернышевской 20… Так общее собрание столичного императорского общества архитекторов, где впервые был поднят вопрос объявления конкурса на составления его проекта, состоялось 18 марта 1903 года (отчет – “Зодчий” №12 от 23 марта 1903 года).

В №16 номере от 20 апреля того же года в журнале были опубликованы конкретные требования к будущему проекту, в том числе общая сумма премии в пятьсот рублей (распределялась на усмотрение комиссии с 10% в пользу членов, 20% – сторонних лиц), поименный список членов жюри (комиссия судей), сроки, условия возврата не премированных проектов и контакты самого Арсения Ивановича Лихолета для получения необходимых разъяснений по деталям для конкурсантов.

Следующее собрание императорского общества архитекторов по этому вопросу от 10 июня 1903 года не только определило победителей конкурса (первая премия, проект “Уют”, Сергея Гингера получил 250 рублей, вторая – “Спираль” Николая Васильева – сто пятьдесят рублей), но и вынесло оценку всем проектам-участникам с подробными замечаниями по их усовершенствованию и устранению несоответствий. При этом ни один из лауреатских проектов не был воплощен полностью, хотя детали как первого, так и второго были использованы в конечном варианте.

Другая интересная история связана с масштабным и высокозатратным строительством здания Управления Южной железной дороги, в конкурсе на который победил проект авторского коллектива Александра Дмитриева и Даниила Ракитина. Вот только был еще третий соавтор, чье имя по неясным причинам не вошло в официальные документы.

Им был инженер путей сообщения, харьковчанин Владимир Александрович Глазырин. Но профессиональная честь не позволила архитекторам присвоить себе все лавры победителей, что послужило поводом к официальному письму на имя столичного императорского общества за подписью Дмитриева и Ракитина с указанием на досадную ошибку и напечатание полного текста оного в журнале “Зодчий” №40 от 1912 года.

Так что истоки истории украинских публичных конкурсов лежат где-то на пожелтевших страницах архитектурного журнала, как лучший пример прозрачности и открытости, которые создавали взаимовыгодные условия для заказчиков и архитекторов, чтобы рождать на свет уникальные шедевры.

04-02-2018 Виктория Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.