Первая демократия мира

Они прошли сквозь фактическое рабство пришлых хозяев на своей земле. Но крови – не водица и генетическую память никто не отменял, не важно сколько столетий прошло с того момента, как их предки были вольными людьми в полноправном члене европейской семьи Руси-Украины.

Их никто не ждал – на западе их земли были оккупированы Речью Посполитой, на востоке ощерила свои кровавые клыки Московия, а юг постоянно навещали жадные до легкой наживы крымские татары. Выход был один – биться за свою землю, за каждую ее пядь, ка каждый глоток хрустальных вод ее рек, за вздох чистого воздуха.

Те, кто рискнули вырваться из оков рабства под страхом телесных пыток и даже смертной казни в случае поимки готовы были на все ради свободы, только свободы настоящей без господ и классов, где все решает голос большинства и все без исключения, не смотря на регалии и чины, подчинены единому закону. Они назвали себя казаками (с тюркского – “свободный вооруженный человек”), и это слово во все мире стало синонимом слова “свобода”.

Территория, которую казачество закрепило за собой официально называлась Кошем, а охрана ее возлагалась на курени – небольшие военизированные поселения во главе с выборным кошевым атаманом. Предместье Коша носило турецкое название “Гасан-Баша”, а его предназначением было обеспечение потребностей вольного войска в товарах и услугах (включало торговые ряды, кузни, гончарные мастерские и “греческую хату”, т.е. шинок с постоялым двором).

В Запорожской Сечи на территории Большого Луга все мало-мальски значимые решения в социальной, военной, политической жизни принимались большинством голосов на советах. Прийти сюда мог любой, но остаться – только физически сильный и выносливый после произнесения клятвенных слов: “Верую в Христа, в Святую Троицу”, так как второй после свободы основополагающей составляющей существования братства была вера в Бога, а на главной площади любого казаческого поселения первым делом возводилась церковь в честь Покрова пресвятой Богородицы.

Законы били суровы и просты: за убийство побратима – похороны живьем вместе с жертвой или побитье палками часто до смерти, за воровство привязывали на центральной площади к позорному столбу и каждый проходящий был обязан ударить виновного в этом позорном деле, а за долги привязывали с пушке, пока какой-либо сердобольный товарищ не выкупал неплательщика. Но главным из всех было превалирование интересов товарищества над всеми прочими, а главным девизом “Нет уз святее товарищества”.

Дисциплина была железной, о чем ревностно рдело старшее поколение. Молодых приучали к скромности и аскетизму для походной жизни с момента официального вступления в казачьи ряды. Кроме того будни всего братства проходили в постоянных тренировках силы духа и мускул. И хотя в Сечи был продовольственный запас и должность кашевара, особыми изысками меню не отличалось и сводилось к кашам из купленного у селян зерна, мяса, рыбы, сала.

Одной из составляющих военно-политической подготовки казаков было мореплавание – знаменитые “Чайки” без палубы и киля со снопами камыша для улучшения плавучести и защиты от пуль, но маневренные и быстроходные были страшным сном турецого султаната того времени, ведь они могли в любой момент появиться из предутреннего тумана перед воротами Царь-града и растворится в дневной дымке со скоростью ветра. И это не считая хитростей с двойным дном, когда судно с помощью грузов притапливалось и фактически шло в подводном положении, появляясь из морской пучины после сброса балласта.

17-08-2018 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.