Ну кому еще среди хаоса гражданской войны могла прийти в голову безумная идея возрождения Запорожского казачества как не божьему человеку. И не человек ли с не обремененным корыстью и меркантильными интересами не побоялся бы обратится за помощью в святую святых казацких доблестей – к главному хранителю исторических реликвий Дмитрию Яворницкому. Однако историк не поверил в благие намерения бывшего полковника инженерных войск российской императорской армии и не отослал требуемые им запорожские реликвии.
Однако отсутствие материальных регалий не остановило самоназванного атамана – Ефим Божко начинает возрождение Сечи, которая первоначально состояла из пехотного, конного, артиллерийского куреней, по законам XVII столетия в 1918-ом. Свое боевое крещение новые казаки приняли в сражении против повстанцев Нестора Махно за Екатеринослав, хоть и проиграли его в виду сильно превосходящих сил противника.
Решение атамана наступать на Киев вдохновило казацкое воинство, хоть по пути к столице им еще пришлось отбиваться от красных партизан и отрядов атамана Волоха. Постоянные вооруженные стычки открыли глаза запорожскому предводителю на проблемы его недоформированного войска, что стало первопричиной отказа от похода на Киев и отведения войска подальше от театра боевых действий, аж под Балту.
При чем на всем маршруте похода в войске действовали строгие правила: никакого отъема продовольствия или ценностей у мирного населения, запрет на самовольные отлучки из лагеря, азартные игры и выпивку. Все наказания измерялись количеством ударов канчуками и применялось ко всем чинам. Одежда так же соответствовала запорожским традициям XVII столетия: шаровары, чоботы, жупан под пояс со стоячим воротником.
Однако не долго продолжался казачий отдых на биваке – сначала в округе появились красные партизаны, за которыми пришли регулярные части большевицкой армии. Отступившие через Румынию в Галичину части запорожцев оказались как раз вовремя между Тернополем и Волочиском для оказания помощи зажатым поляками (запад), красными (север) и деникинцами (юг) войскам Украинской народной республики во главе с Симоном Петлюрой. Фактически Божко в последний миг спас остатки украинской регулярной армии.
И хотя за спасение казаки получили благодарственную телеграмму от Петлюри, Сечь решено было реформировать, а ее атамана устранить от командования. Ефим после отказа от добровольной сдачи полномочий был тайно арестован сотником Николаенко и контрразведчиком Козыевым и доставлен на ковер к начштаба действующей армии Василию Тютюннику. В результате вооруженной стычки между двумя командирами Божко был тяжело ранен в глаз, от смерти его спасли свои казаки.
При личной встрече с главнокомандующим от Петлюры прозвучали слова: «Бог будет судить кто из нас нарушил правду, а сейчас снова формируй Сечь и спасай дело», – на что запорожец потребовал в награду после победы возврат исконных казацких земель за порогами. Соглашение было заключено, но так и не было фактически выполнено ни одной из сторон, так как к концу 1919-ого украинская армия фактически была уничтожена, а в борьбе за главенство над остатками повстанцев победил гайдамацкий Волох, по приказу которого Божко, как его прямой конкурент в борьбе за власть, был застрелен во сне из собственного оружия личным порученцем казаком Чайковским. Со смертью Божьего человека был подписан приговор независимости Украины.