Три человека, одно имя. Запорожье

Когда руками украинских поселенцев линия размежевания между Московией и Крымским ханством фактически отодвинулась на азовское побережье за Дикое Поле империя двуглавого орла бросила немалые силы и средства для ее удержания на текущем уровне, для чего вдоль по новейшим фортификационным технологиям в рекордные сроки было возведено семь крепостей Днепровской линии. Одной из них была Александровская в районе Хортицы.

Судьба последней несколько отличалась от прочих в первую очередь затянувшимися сроками строительства, что было вызвано в первую очередь смещением места строительства на несколько километров от Мокрой Московки к Сухой. Так что хорошо укрепленная пятнадцатиконечная звезда площадью в сто тридцать гектар с четырьмя цитаделями, казематами, пятью казармами, цейхгаузом, церковью Георгия Победоносца и глубокими рвами по периметру была окончена лишь через пять лет после официальной даты начала строительства в 1770-ом.

Главной загадкой для всех историков в этом вопросе остается имя реальной персоны, в честь которой был назван Александровский форт. Согласно трех основных версий на эту роль претендуют три неординарных личности екатериненских времен: Александр Алексеевич Вяземский и два Александра Михайловича Голицына, хотя в перспективе еще присутствует один из православных святых, имя которого значилось в святках церковного календаря первой половины 1770 года.

Так все трое из претендентов, вице-канцлера Коллегии иностранных дел, генерал-прокурор и генерал-фельдмаршал, состояли в Совете по выработке плана строительства Днепровской оборонной линии, играли видные роли на политической арене страны и пользовались личной симпатией императрицы. Поэтому аргументация в пользу каждого имеет свои основания, но до сих пор ни одна из них не имеет документальных подтверждений кроме семантического сходства с их общим именем.

Еще в период строительства Александровской крепости ее предместье у Мокрой Московки начало застраиваться рабочим людом, каторжниками, отставными солдатами, торговцами, так что даже после утраты официального статуса приграничного оборонного пункта в 1800 году она не утратила своей актуальности, превратившись постепенно из небольшого посада (статус с 1785-ого) в уездный город двумя десятилетиями позднее.

Советская власть конечно же не могла смирится в имперским названием одного из индустриальных центров Украины, поэтому в 1921-ом город за порогами Днепра переименовали просто в Запорожье, а со строительством Днепро ГЭС (окончено в 1932-ом) это название осталось чуть ли не единственным напоминанием о одном из чудес великой украинской реки, которое некогда служило надежной защитой для вольного казачества.

26-10-2018 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.