История
То что издревле служило естественной защитой в конце периода интенсивных восточноевропейских войн за территорию превратилось в серьезное препятствие на пути сообщения отдельных регионов страны — уже в конце XVIII столетия правительство Российской империи рассматривало варианты устранения порогов для беспрепятственного плаванья по Днепру. Однако, далее гипотетических рассмотрений решение проблемы не пошло.
Не сложилось с затоплением речных препятствий в районе Александровска и в 1905-ом, когда императору Николаю II (1868 – 1918) на рассмотрение был представлен первый проект Генриха Графтио (1869 — 1949) по сооружению гидроэлектростанций на Днепре (принятию проекта инженерных обоснований сильно противился епископ русской православной церкви Семеон (1846 — 1913), который называл его в своем докладе богоотступническим).
Гражданская война 1917 — 1922 годов, закончившаяся установлением на украинской земле советской власти атеизма, смела напрочь все препоны на пути научно-технического прогресса, а одобрение VIII съездом Советов (декабрь 1920-го) плана электрификации страны подстегнуло воплощение амбициозного проекта в жизнь.
Так уже в следующем году были начаты изыскательские работы, итогом которых стала разработка учеником Графтио Иваном Гавриловичем Александровым (1875 — 1936) грандиозного проекта плотины. Работы же по возведению ДнепроГЭС возглавил Александр Васильевич Винтер (1878 — 1958) при поддержке американской консультационной группы Купера.
Работы Днепростроя продолжались вплоть до 1932 года. За это время были возведены Александровская плотина и гидроэлектрическая станция, проведены работы по установке мощного оборудования и созданию разветвленной сети ЛЭП. Что характерно – практически все оборудование чуда научной мысли было изготовлено за пределами Союза (Германия, США, Чехия).
Первый агрегат ДнепроГЭСа, которая стала крупнейшей электростанцией СССР и вырабатывала самую дешевую электроэнергию в мире, был введен в строй в День рождения своего создателя — 10 октября 1932 года, а еще в сентябре к высокой правительственной награде Трудового Красного Знамени были представлены шесть иностранных консультантов. Так на месте порогов раскинулось обширное водохранилище, потребовавшее затопления шестнадцати тысяч гектар земли и обеспечившее свободное судоходство по реке.
Вот только существовать чуду прогресса довелось не долго – во время отступления советских войск 18 августа 1941-го плотина была подорвана представителями НКВД. Этот преждевременный и несогласованный с военным руководством шаг стоил по неподтвержденным данным жизни сотне тысяч гражданских и военных советских граждан при потерях противника в полторы тысячи человек.
Не смотря на колоссальный ущерб, войска вермахта в кратчайшие сроки (сорок шесть суток) восстановили греблю, а летом 1942 года забилось электрическое сердце Кривбасса и Донбасса.
Новый удар ДнепроГЭС был нанесен уже самими немецкими войсками, которые в 1944 году отступая в свою очередь подорвали ее. Урон был не столь значителен как предыдущий, но проект восстановления чуда инженерной мысли Виктору Александровичу Веснину (1882 – 1950) пришлось разрабатывать практически с нуля. Новой датой рождения электростанции стало 3 марта 1947-го.
На этом работы по усовершенствованию основного источника электроэнергии Приднепровья, Донбасса и Кривого Рога не были завершены: в 1950-ом была установлена последняя девятая турбина, а в 1960-70-х проводятся активные работы по автоматизации и механизации предприятия под руководством его непосредственного главы – Анатолия Яковлева.
Интенсивная эксплуатация соединяющей две части Запорожья городской транспортной магистрали и поставщика электричества региона привела к значительному износу основных конструкций и механизмов, что вызвало острую необходимость в капитальных работах по восстановлению утраченной мощности и надежности конструкций, которые были проведены в 1997 (частичная замена турбин) и 2008 (реконструкция машинных залов) годах.
ДнепроГЭС значительно повреждена (уничтожен машинный зал) и закрыта для проезда в результате обстрела московскими оккупантами в 2023 – 2024 годах во время российско-украинской войны, которая началась в 2014-ом.
Архитектура
Ныне ДнепроГЭС представляет собой непосредственно само здание предприятия (236м х 70м) расположенное на правом берегу Днепра с машинным залом на девять турбин, два участка криволинейной бетонной плотины (водосплавная длинной 760м с 26 водосливами и глухая в 251м) и щитовую стену, простирающуюся на 216м. Максимальная высота электростанции, питающей Донбасс и Криворожье, составляет 60м.
Она является старейшей частью пятиступенчатого нижнего каскада гидроэлектростанций Днепра и образует Днепровское водохранилище площадью 410м² на месте ранее существовавших порогов. Кроме того в ее состав включены два судоходных шлюза, которые обеспечивают свободное перемещение крупных судов класса река-море по Днепру.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Запорожская обл., г. Запорожье, ул. Винтера, 1.
Ссылки
- Исторические факты. Город за порогами Днепра
- Исторические факты. Крамола и амбиции
- Исторические факты. Вольные каторжане
Как добраться
По трассам Е105 (Харьков — Запорожье — Мелитополь — Чонгар — Симферополь) / Н08 (Днепропетровск — Запорожье) / Н23 (Кривой Рог — Никополь — Запорожье) / Р37 (Бердянск — Запорожье) / Т08 03 (Мариуполь — Запорожье). В городе следовать по главной (Космическая — Ленина — Гребельная – Каширское шоссе), которая проходит через ДнепроГЭС.
В Запорожье – общественным транспортом, следующим вдоль пр. Ленина до центральной площади Запорожья или остановки «ДнепроГЭС», а затем по гребле.