История
Фактически с Дерибасовской, как места жительства первого градоначальника и сосредоточия всей общественной жизни в конце XVIII столетия, начиналась украинская история Одессы, так что существование дома под №22 на первых городских картах не удивляет.
Предположительно строителем и первым владельцем его был родной брат первого градостроителя, Феликс де Рибас (1769 – 1845), которому принадлежал весь обширный участок, который позднее был им подарен для Городского сада.
Первая же информация о новейшей истории здания появляется лишь в последней четверти XIX столетия и связана с его реконструкцией в 1881 году для торгового дома слесарных изделий и штор «Фрелих и Бличи» по проекту предположительно авторства Демосфена Егоровича Мазирова (1839 – ).
При каких обстоятельствах участок со зданием Дерибасовская 22 / Гаванная 12 в конце столетия оказался в руках негоцианта из старинного караимского рода Соломона Леонтьевича Исаковича ( – 1908), о том история умалчивает, но именно им в 1893-ем было подано прошение об увеличении существующего «флигеля» вдвое видимо за счет соединения с соседним зданием (адреса разделены девятью годами ранее).
После смерти Соломона Леонтьевича весь комплекс по Дерибасовской 22 отошел его супруге Рашель Моисеевне (в девичестве Бейленсон), по инициативе которой в 1909-ом была проведена реконструкция здания с переделкой оконных и дверных проемов по проекту А. Зимина под надзором Х.Г. Бейтельсбахера, а год спустя – и перестройка магазина для нужд иллюзиона господина Круглякова «Парижский», распахнувшего свои двери перед одесской публикой в 1911 году.
Кроме того реконструированные помещения использовались для художественных выставок и презентаций, что превратило собственность госпожи Исакович в один из культурно-развлекательных центров Южной столицы тех времен.
А еще через два года в судьбе здания появились те, что на столетие вперед предопределил его судьбу – братья местной знаменитости Леонид и Николай Уточкины в арендованной квартире на втором этаже соединили три комнаты в небольшой зал (архитектор Ж.Л. Гофман) для открытия кинотеатра «Кино-Уточ-Кино», которое состоялось в присутствии самого виновника торжества, Сергея Исаевича Уточкина (1876 – 1916), 3 октября 1913 года.
Новое увлечение одесской публики стало для братьев столь успешным, что уже к 1915-ому доходы от синематографа позволили им выкупить не только помещения кинотеатра, но и большую часть здания. После этого последовал новый ремонт с увеличением площади до 339 удобных зрительских мест, обустройством системы вентиляции и ложи для музыкального трио. Открытие состоялось в 1916 году.
После большевицкого переворота 1917-ого советская власть не сразу осмелилась посягнуть на имя местной легенды от авиации, так что действовать уже государственный (после отмены частной собственности) кинотеатр продолжал под названием Уточ-Кино до 1925 года, когда его переименовали в «Червоний літун».
И если первая смена хоть как-то ассоциировалась с именем основателей, то обоснование названия «Красный железнодорожник», присвоенное кинотеатру семь лет спустя, теряется во недрах советской партократической логики. Хотя даже при тоталитаризме одесситы смогли вытребовать у советской власти возвращение первоначального названия самому старому кинотеатру города – 18 февраля 1941-ого горисполком поддержал предложение трудящихся и закрепил за синематографом имя С.И. Уточкина с размещением его портрета в главном холле.
Хрущевская «оттепель» принесла кинотеатру по Дерибасовской 22 смену названия на им. Маяковского (1956) для отказа от героев дореволюционного прошлого и капитальный ремонт годом позднее, который помог продержаться старинному зданию еще полстолетия, за которые лишенный должного внимания памятник архитектуры постепенно ветшал, как и киноаппаратура внутри него.
Пожар в 1998 года чуть не стоил зданию жизни (по оценкам экспертов оно находилось на грани разрушения), если бы не реставрация два года спустя по проекту архитекторов В.Л. Глазырина и Ю.В. Беликова при содействии скульптора А. Токарева для открытия обновленного «Уточ-Кино» на 172 места. Через восемь лет кинотеатр закрылся, а его место заняло одноименное кафе, нижний же этаж здания используется в коммерческих целях различными организациями.
Архитектура
Приближающееся к прямоугольному периметру (исключая соединительную пристройку в северной части и центральный ризалит по Дерибасовской) двухэтажное здание в классическом стиле с элементами барокко венчает собой юго-восточный угол квартала Городского сада, что обусловлено принадлежности их на заре существования города одному хозяину.
Оформление кинотеатра Уточ-Кино выполнено в доминирующе-классическом стиле (угловые лопатки, простые сандрики, гирлянды с розетками, широкие наличники, портал бывшего бокового входа второго яруса в обрамлении массивной пологой арки сандрика и растительного орнамента лопаток, лобовой карниз большого выноса на модильонах), который несколько оживляют картуши-замки оконных проемов второго яруса и таблички-зеркала центрального фасада. Более поздний кованный декор паркового фасада довольно гармонично вписался в архитектурный облик здания.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Одесская обл., г. Одесса, ул. Дерибасовская, 22.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е95 (Киев – Одесса), Е87 (Одесса — Измаил – Рени), Е58 (Тирасполь — Одесса — Николаев — Херсон — Мелитополь — Мариуполь). По городу пр. Атамана Головатого – спуск Маринеско – ул. Преображенская – ул. Дерибасовская, в парковом квартале которой расположен дом Феликса де Рибаса.
Общественным транспортом до Одессы, затем – городским до остановки «Пер. Маяковского» / «Ул. Греческая», а затем два квартала до Городского сада, к которому примыкает здание Уточ-Кино.