Голос земли

Кто бы мог подумать, что сын генерал-майора, астраханского губернатора и правителя Кавказского наместничества окажется таким увлеченным сельскохозяйственным деятелем. Нет, конечно же детство и юность Виктора Скаржинского проходили по шаблону: Херсон, Николаевский кадетский корпус, благородный университетский пансион в Москве, служба в Департаменте народного просвещения в Петербурге. Но голос крови звал его назад в херсонские степи, и спустя всего шесть лет последовала отставка и возвращение домой в 1811-ом.

Однако вплотную заняться своими “Трикратами” Виктору Петровичу помешала война 1812 года. И хотя губерния была освобождена от воинского призыва, он был одним из первых, кто собрал эскадрон ополчения в 188 человек и полностью его обмундировал и вооружил. Херсонцы сражались под знаменами отряда генерала Медера в Несвиже, а затем корпуса адмирала Чичагова. Причем военные заслуги Скаржинского в свое время отмечали военный министр Барклай де Толли и герцог де Ришелье.

Со звездой святой Анны II степени героем вернулся он в свое херсонское поместье, чтобы на этот раз полностью посвятить себя сельскому хозяйству. И не страшили его неудачи, насмешки местных обывателей и огромные затраты, ведь после изучения климатических особенностей новоиспеченный хозяйственник решил применять прогрессивные методы для улучшения урожайности почвы с помощью повышения ее влагонасыщения путем перепашки плотных почв на аршин глубиной и высадки лесонасаждений.

Так в пустынных до того бескрайних степях появились помологический сад, дендрарий, шелковичная плантация, плодовый сад и виноградник, а еще хвойные посадки, которые в засушливом климате произрастают с большим трудом. При чем для их посадки Скаржинский использовал собственноручно акклиматизированные сорта растений Северной Америки и Западной Европы. В лучшие времена общая площадь новонсаждений в Трикратах составляла 500 десятин.

Кроме преобразования растительного мира Херсонщины в сферу интересов Виктора Петровича входило и животноводство, благодаря чему появился высококлассный конезавод и акклиматизированные к реалиям юга карачаевская порода овец и венгерские коровы.

В качестве признания заслуг агронома-любителя через семнадцать лет после начала его масштабного проекта он был избран предводителем губернского херсонского дворянства, а уже после смерти (16 июня 1872 года) памятник с надписью “Виктору Петровичу Скаржинскому, разведшему в знойных степях Херсонской губернии 400 десятин леса, хвойной и лиственной породы, Императорское Общество Сельского хозяйства Южной России и землевладельцы Новороссийского края” украсил Одесский городской сад.

27-02-2019 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.