Львовский "Гранд"

Органных дел мастера – особая каста в музыкальном мире, ведь они создают самые большие инструменты в мире, от звучания которых зависят духовный покой целых городов, ведь без них не обходилась ни один мало-мальски уважающая себя община костела. Им поклонялись как богам, их имена знали все, с ними общались великие мира сего.

На рубеже XIX и ХХ веков главным поставщиком органостроителей на рынок Восточной Европы была мастерская Яна Сливинского, лучшие из лучших учеников которого, приобретя достаточную квалификацию и мастерство, открывали собственное дело, чтобы величественные музыкальные инструменты клеймить собственным именем. Так было с Игнацием Жебровским, Брониславом Маркевичем, Вацлавом Бернацким…

Имя последнего навсегда вошло в анналы львовской храмовой как строителя самого большого в городе и одного из крупнейших в стране органов. Его история началась с инициативы прихожан львовского костела святой Эльжбеты о приобретении инструмента для только что восстановленного после ужасных последствий Первой мировой войны храма. Средства на него приобретение собирали всем приходом несколько лет, но мечта – есть мечта. Причем инструмент был решено было заказывать в одной из самых престижных варшавских мастерских братьев Вацлава и Доминика Бернацких. Да не какой-нибудь а огромный семидесятитрехтрубный.

Только работы по его сборке продолжались полтора года (с февраля 1925 по июль 1926 года), что объясняет торжественность момента открытия в присутствии большого стечения публики под звуки нового величественного музыкального инструмента, долетавшие, как говорят, аж до Львовской политехники. Концерт продолжался не один час.

Помимо уникальных музыкальных характеристик инструмент, получивший имя «Гранд», отличался изящным неоготическим декором, который органично вписывался в общий облик самого изящного и запоминающегося своими архитектурными чертами городского костела.

Однако просуществовать произведению искусства братьев Бернацких довелось во временных границах истории совсем не долго – через ад Второй мировой прошли лишь отдельные его части (в 1960-х в храме еще хранились остатки пульта, труб и механизмов). Советская власть, оккупировавшая Галичину в 1939-ом, его не пожалела – остатки музыкального инструмента были разобраны, а самому костелу святой Эльжбеты пришлось ожидать своего духовного возрождения долгих полвека.

21-03-2019 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.