Покорившая весь мир заморская игра появилась в устье Кальмиуса где-то на рубеже XIX и ХХ столетий, хотя версии об ее основоположниках разнятся – от моряков английских торговых судов на циклодроме у Городского сада до иностранных инженеров с «Никополя» или «Русского Провиданса», а может правила игры кожаным мячом почерпнул кто-то из купленной за сорок копеек брошюры Л.Н.Можаровского «Футбол. Руководство и правила» напечатанной в Одессе в 1909-ом.
Хотя официальной точной отсчета существования мариупольского футбола считается турнир пяти портовых городов (Бердянск, Таганрог, Керчь, Мариуполь, Феодосия), проходивший в последней в 1912-ом, где команда во главе с чехом Стефаном Красовским заняла почетное третье место по «круговой системе» как указано в заметке от 4 августа журнала «К спорту».
В последующие пять предбольшевицких лет Мариуполь значительно расширил свои футбольные горизонты. Так были созданы самостоятельные команды заводские «Никополя» и «Провиданса», «Первая городская» и «Биржа», матчи между которыми проводились на площадках за горбольницей, на портовской «Стрелке» и территории обоих метгигантов в торжественном антураже рапсодий приглашенного из Городского сада оркестра.
Конечно же от захватывающего действа не осталась в стороне молодежь – на ряду со взрослыми футбольными объединениями появляются команды местных светочей знаний (Александровской мужской гимназии, Реального училища и частного Гиацинтова), успешные игроки которых опять же становились частью взрослых команд.
По неподтвержденным данным в 1915-ом было разыграно первое в истории Первенство Мариуполя по футболу, а годом позднее Никопольский спортивный кружек участвовал в матче с Екатеринославской командой и принимал у себя ответный – со сборной средних учебных заведений губернии.
И все эти сведения о рождении мариупольского футбола до сих пор находятся на уровне слухов, домыслов и легенд с обрывочными документальными фактами так как с переворотом 1917-ого и захватом власти в Украине красными советами последние всеми правдами и неправдами постарались уничтожить прежнюю историю, чтобы приписать все достижения новому рабоче-крестьянскому люмпену, предварительно на две трети уничтожив промышленную приазовскую жемчужину.