Образованная семья украинских, известных со времен Хмельницкого, дипломатов и юристов Дрогомановых хоть и не нажила большого состояния, но честным трудом заработала себе доброе имя. Родители не только воспитывали своих детей в уюте домашнего островка демократии украинской культуры, но и активно помогали «всяким людям казацкого рода». Молодая порасль была достойна своих корней — все как на подбор вошли в анналы современной украинской истории, но фигура Ольги, как одной из самых прогрессивных и успешных панянок своего времени, заслуживает особого внимания, ведь раскныть и реализовать в полной мере столько своих разноплановых талантов удавалось в патриархальном обществе даже немногим мужчинам.
Судьба подарила ей уютное детство усадьбы на живописном берегу Псела среди любящей семьи, книг и мелодичных напевов матери, любимого и любящего супруга, который поддерживал ее во всех начинаниях всю свою жизнь, и талантливых детей. Возможно, не будь всего этого, жизнь неординарной женщины так и осталась бы затертой обыденностью, а не полноправно стояла в национальной истории наряду с духовными родителями-основателями современной Украины.
Рожденный как раз на рубеже XIX века путь Ольги стал символом перемен. Расправив крылья и получив свободу вместе с замужеством в свои девятнадцать, она начинает новую жизнь в далекой от родной Полтавщины волынской земле, где ее супруг, Петр Косач, занимал должность председателя Новоград-Волынского (древний Звягель) съезда мировых посредников. Совсем еще юная дева почти сразу увлекается особенности местной культуры и начинает активный сбор местного этнографически-фольклорного материала, и это при том, что в то время она была «в положении» первенцем.
Шесть лет и рождение первых двух детей спустя Ольга Косач представляет на суд широкой публики свои первые изыскательские достижения в виде изданного в 1876-ом в киевской типографии С.В. Кульженко Альбома «Украинский орнамент. Вышивки, ткани, писанки» в тридцать одно письмо, которое станет одним из фундаментальных пособий для изучения украинского традиционного народного промысла. Это станет одним из многочисленных ее «впервые».
Для этой неординарной женщины Украина всегда была не просто безликим местом рождения и жительства, именно она первой среди украинских женщин возглавит борьбу за сохранение и модернизацию идентификаторов нации, не зря ее называют «Матерью украинского национализма». Наглядная демонстрация неуклонной последовательности в действиях Ольги: начиная с собственной семьи (все шестеро ее детей начальное образование получили дома на родном языке) и вплоть до горячего выступления вопреки всем запретам и угрозам московской оккупационной власти на открытии памятника Котляревскому (Полтава, 1903), укрытого желто-голубым флагом бюста Шевченко (Гадяч, 1920) и ультимативных требований к царским чиновникам о снятии запрета на печать и образование на украинском языке в составе делегации интеллигенции (единственная представительница среди мужчин) (Питер, 1905).
Изысканная и благородная Ольга даже в одежде шла наперекор навязанной московитами модным догмам, надевая традиционный украинский наряд и заплетая косу «в свет»; и это, несмотря на потуги оккупационные власти всячески дискредитировать национальную одежду (некоторое время в начале ХХ столетия даже действовал указ царской власти об обязательном ношении вышиванок представительницами «древнейшей профессии»). Считается, что именно Косач-Драгоманова превратила вышитые в украинской традиционной технике рубашки, платья, юбки, бусы в уникальный стиль вне времени и моды.
И кому же еще, как не той, что взяла себе псевдоним Пчилка (символ душевной чистоты и трудолюбия) было браться вместе со своими единомышленниками: дочерью Лесей (Украинкой), Михаилом Стариц , Иваном Франко… за модернизацию литературного украинского после десятилетий забвения в результате московского геноцидного Эмского указа, планомерно осовременивая и обогащая родной язык новообразованиями и красочными словами. О филигранности владения языковым инструментарием самой новаторши ярко свидетельствуют ее многочисленные собственные произведения, в которых наряду с серозными «Товаришками», «Світлом добра і любові», «За правдою», «Солов’їним співом»… существовали детские сказки и пьесы такие как: «Зелений гай», «Кобзареві діти», «Весняний ранок Тарасовий» и многие другие.
Именно восхищение возможностями отечественного литературного слова при катастрофической ограниченности в конце XIX века печатой продукции на языке побудили Ольгу саму взяться за перо и овладевать издательским делом. Участие в крупном переводческом проекте, должность заведующей литотделом “Киевского литературно-артистического общества”, десятилетие издаваемый за свой счет «Рідний край» с приложением «Молода Україна», «Газета Гадяцького земства» и «Співомовки» Степана Руданского.
Особняком в украинской истории стоит изданный Косач-Драгоманова большой феминистический альманах «Перший вінок» (1887), как материальная веха новой эры начала борьбы украинских женщин за гендерное равенство. Ведь на 464 страницах в сорока произведениях разной стилистики и жанра исключительно авторов-женщин поднимались разнообразные жизненно важные вопросы слабого пола, о которых в те патриархальные времена не принято было говорить вслух, а тем более – в литературных произведениях. Поэтому-то Елена Пчилка наряду с Наталией Кобринской по праву считается соосновательницей отечественного феминизма.
Она переживет московский царизм, а красные перманентно награждали и давали звание члена-корреспондента Всеукраинской академии наук в надежде завоевывать благосклонность признанного духовного авторитета украинской нации, то преследовали за национализм (арест в Гадяче 1925-го, киевский ордер на арест выданный в 1930-ом). Последний, кстати, так и не сработал, потому что Мать украинского национализма уже готовилась к скорой встрече со Всевышним, которая состоялась 4 октября того же года.