Что может быть прозаичнее, чем такое ординарное инженерное сооружение как лестница для соединения двух различных по высоте частей города. Но Одесса не была бы сама собой если бы не превратила его в шестой по привлекательности архитектурный объект подобного типа в старушке-Европе со званием самого большого в Украине.
Две сотни ступеней (сейчас на восемь меньше, так как часть закатаны в асфальт Приморской улицы), десяток разных по количеству ступеней пролетов, гранитные доспехи советских времен и интересный оптический эффект (снизу не видны межпролетные площадки, сверху – сужение марша), а за сухой статистикой цифр кроются неразгаданные тайны и загадочные легенды, которые превращают Потемкинскую лестницу в один из самых известных символов Украины и главные врата города.
По слухам сие удовольствие стоило Черноморской жемчужине баснословную сумму – восемьсот тысяч рублей (некоторые увеличивают на четверть) и являлось подарком предмету пушкинских обожаний генерал-губернаторше края Елизавете Ксаверьевне Воронцовой от ее супруга Михаила Семеновича. Бессмысленный и высокозатратный проект начал разрабатываться еще в середине 1820-х с полным воцарением Воронцова на бессарабских просторах, хотя средства в краевом бюджете на графскую прихоть нашлись только десятилетие спустя (ну в самом деле, не из собственного же кармана платить за подарки жены).
При этом говорят, что где-то под ступенями Потемкинской проходит тайный туннель из графской резиденции прямо к Одесскому заливу, который якобы был прорыт по распоряжению всесильного, но не бессмертного Михаила Семеновича, который в опасениях за собственное здравие от «большой народной любви украинцев» готовил себе и своей благоверной безопасный путь отхода из дворца к кораблям в порту.
При этом местная молва упорно утверждает, что где-то в недрах воронцовского туннеля хранятся несметные богатства местных контрабандистов, заработанные во время порто-франко, а еще где-то под ступенями спрятал награбленное «непосильным трудом» знаменитый Мишка Япончик.
При этом у саркастичных одесситов нашлось свое объяснения грандиозности бессмысленного проекта ступеней к морю – по их мнению только по такой лестнице бронзовое изваяние отца-основателя города на ее вершине могло спуститься к порту, чтобы лицезреть размах результата дел рук своих (конечно шутка).