Украинцы прошлого глазами иностранцев. Образование

Об образованности и аристократизме украинского казачества в Европе ходили легенды – дипломаты-воины знали по несколько иностранных языков, были посвящены во все тонкости европейской политики и этикета, которые соблюдали с педантичной пунктуальностью во время официальных встреч. При обдумывании своих дел, по оценке иностранных дипломатов, они всегда имели в виду всеобщее благо, за что посол императора Рудольфа II в Запорожской Сечи Эрих Лясота в 1594 году называет их в своей докладной записке “европейскими рыцарями”.

При этом казачья республика, где взгляды выказывались свободно и лучшее мнение оппонента принималось без сопротивления, рождая в споре бриллиант истины, могла бы сравняться по своей славой со Спартанской по уровню организованности, демократии и культуре, если бы не одно но (по мнению посла Венеции А. Вемина “Relazione dell origine del costumi dei Cosacchi”, 1650 год), которым была любовь к зеленому змию.

После уничтожения Сечи правительницей России в 1775 году, по свидетельству француза Ч.Ф. Массона казачий род уменьшался день за днем на пути к полному уничтожению, которое уготовала Московия и для прочих порабощенных народов. Хотя при этом у него оставалась еще надежда на успешное восстание украинцев против варваров с Залесских болот, так как нация ничего не имела общего с московитами кроме греческой религии, используемой царями в своих политических целях (“Memoires secret sur la Russie”, конец XVIII столетия).

Причем согласно его же заметок казаки разительно отличаются от жителей Залесья высоким ростом, статной фигурой, красивым лицом, активностью, честностью, открытостью, благородством, храбростью и… жестокостью, но только в бою. В то время как московиты по его мнению были полной противоположностью, обезображенные тавром раба с врожденной холодной жестокостью безжалостной и садистской в дополнении к исковерканному украинскому языку. Эта же характеристика актуальна и для всего населения Украины.

При этом иностранцев поражает, что для украинца смерть лучше рабства, и это побуждает его сражаться против любых притеснителей, не смотря на превосходящие силы врагов (французский инженер Гийом Левассер де Боплан “Description de L’ Ucraine”, 1650). Даже крестьянин в поле всегда имел при себе оружие (саблю или ружье) на случай внезапной атаки врагов (Е. Lassota, “Tagebuch”, 1594).

Англичанин же Дж. Маршал в своем “Travels” от 1770 года сравнивает Украину с лучшими районами Туманного Альбиона, а ее население считает высокоморальной, хорошо воспитанной и очень честной нацией. Московскому же прогрессисту Алексею Левшину ничего не оставалось как подтверждать в своих “Письмах из Малоросии” (1816) все выше сказанное, с сожалением отмечая повсеместную ненависть украинцев к московитам-москалям, с младенчества прививая эту ненависть детям.

25-07-2019 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.