Его возраст по разным оценкам достигает семисот лет, а может и больше, что номинально делает его свидетелем фактически всей истории Правобережной Украины практически после татаро-монгольского нашествия 1240 года. За одно это нация должна хранить его как священную реликвию своей истории, хоть на его могучем стволе ныне осталась лишь одна живая ветка «благодаря» стараниям советских индустриализаторов, поднявшим уровень в Днепре строительством Днепро ГЭС.
Кончно за такой длительный период некогда роскошную крону запорожского дуба надежно оплел кокон муара народных легенд, домыслов и пророчеств, из которых сейчас за давностью лет и не вычленишь крупицы фактов, но это ему лишь придает дополнительный шарм в глазах заезжих туристов и прихожан местной церкви.
В числе самых известных личностей украинской истории, находивших заветную тень под палящими лучами украинского солнца среди бескрайних просторов Дикого Поля, называют Богдана Хмельницкого в самой активной фазе его освободительной войны против Речи Посполитой, когда под кроной укрывались несколько десятков казаков, чтобы отдохнуть перед дальним походом, напившись живой воды Днепра.
Так же считается, что семисотлетний запорожский дуб был вдохновителем и немым свидетелем написания письма запорожцев Ивана Сирка турецкому султану в ответ на наглый призыв покориться ему как наместнику Бога на земле и единственному законному земному правителю, память о чем на своем одноименном полотне отобразил Илья Репин. Хотя при отсутствии достоверных сведений не только о месте написания, но и самом существовании документального подтверждения дерзкого дипломатического шага – в привязке к дереву это всего лишь легенда.
А еще в биографии запорожской достопримечательности некоторые исследователи усматривают ее личное знакомство с классиком украинской литературы, великим Тарасом Шевченко и молчаливое соавторство в написании знаменитой поэмы «Катерина», хотя у скептиков это вызывает большие сомнения, так как вышеназванное стихотворное произведение датируется концом 1838 – началом 1839-ых, что вызывает логичный вопрос: «В виду масштабности произведения, что делал Кобзарь так долго под дубом в холодное время года?»
Самые же интересные предположения относятся не к столь давним временам – согласно первого огромное дерево зачем-то хотели уничтожить махновцы (в легенде практическое толкование данного шага отсутствует, как и пояснение чем не угодил воинам из Гуляй Поля конкретно этот представитель флоры), а второе – повествует о намерении гитлеровцев во время оккупации Украины вывезти его в Германию, но к сожалению тоже без подробностей, что поражает немало вопросов о том в каком виде предполагалось его перевозить (вряд ли немцы рассчитывали, что столь древнее растение с успехом приживется на новом месте, да еще после некоторого периода перевозки), какие средства для этого предполагалось задействовать (столь габаритный груз не повредив даже в наше время тяжело не то что перевезти, даже извлечь из земли), да и конечная цель мероприятия довольно смутна.