Сватовство - первый шаг к счастливому браку

Это именно она, к встрече с которой он шел всю свою сознательную жизнь, ища в каждых девичьих глазах, фигуре или легкой походке ее тень. Тяжелый первый жизненный выбор сделан – она ​​где-то рядом, но захочет пройти с ним всю жизнь – тот еще вопрос, который страшно задать, а еще страшнее так и не произнести вслух.

Поэтому для местной рекогносцировки по давней традиции парень сначала посылал в дом своей избранницы друзей-родственников, которые должны были получить предварительный ответ. Именно от сватов (староста, посланник, говорун, дружка), как их называют в народе, в некоторой степени зависела расположение или отказ семьи избранницы, поэтому к их выбору относились очень внимательно – они должны были быть убедительны, сообразительные и веселые ребята, старшим из которых обычно выбирали женатого мужчину уважаемого, сообразительного и острого на язык.

Успех миссии был очень шаток, поэтому в народе бытовало много примет на сей счет, первой и главной из которых было скорейшее преодоление расстояния до девичьего дома в полном молчании, чтобы никто не встретил и не сглазил сватовство. Именно поэтому о дате и путь шествия староства все его участники молчать, а во избежание лишнего внимания односельчан путь до пункта назначения выбирали огородами. Быстрое преодоление расстояния без приключений предвещало скорое согласие на брак.

Вместе с собой дружка приносил хлеб, который все время дороги прятал от чужих глаз. Его клали на рушник и отдавали отцу предполагаемой невесты после объявления цели визита, тот клал его на свой стол. Далее после крещения на иконы начиналось непосредственно действо сватовства, когда с шутками и прибаутками в аллегорической форме “голубь” – “голубка” или “охотник” – “куница” или “князь” – “лиса” послы парня пытались сосватать ему невесту, разыгрывая целое действо перед родителями избранницы. При этом сама девушка сидела в уголке у печки за отдельным столом, а сваты стояли, чтобы она быстрее согласилась выйти замуж и не засиживалась в девках. Хорошим знаком было сразу по вхождению в дом постучать по какой-то деревянной части интерьера или мебели.

Обычно, если предложение руки и сердца не было принято – девушка возвращала хлеб старостам. Знаком резкого отказа был преподнесенные нею тыква или макогон, сваты в таком случае пытались уходя из дома громко хлопнуть дверью, а родители не допустить этого (то был знак что молодая так и останется не замужем). В случае неопределенности родители выпроваживали гостей с вздохами, что у дочки еще не хватает приданого, как намек на отсрочку окончательного приговора для парня.

В случае благосклонного отношении при первом сватовстве посланцы также не получали прямого положительного ответа, так как это могло трактоваться как попытка родителей быстро избавиться от дочери, но хлеб оставался в доме девушки, взамен чего она давала рушник в качестве приглашения к повторной встрече и залога будущего согласия.

Второе сватовство уже на уровне родителей молодых, причем хорошей приметой было, если свекровь постучит каблуком о порог при входе (чтобы девушка не дала задней). На той встрече уже предметно обсуждали вопрос помолвки (дату, количество участников, стол и прочее), а также осмотр дома и хозяйства будущего жениха. Встреча заканчивалась веселыми песнопениями и застольем. Следующей в череде предсвадебных торжеств шла помолвка.

Интересно, что еще полтора века назад обряд сватовства имел и обратное направление – девушка могла просить обручения у родителей мужа в его доме, что было доказательством гендерного равенства полов в украинском культуре, ведь идя на войну мужчина оставлял все хозяйство полностью на плечах супруги, как главы семьи. Сам процесс сватовства был тот же, но напрямую девушке старались не отказывать (плохая примета). Наши предки были более свободным чем современное общество, где женщине отводится лишь пассивная роль.

17-05-2020 Виктория Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.