Символ солнца, мира и круговорота всего сущего на земле. Традиции его плетения, согласно самым оптимистичным предположениям историков, насчитывают до трех тысяч лет и обязаны своим существованием великим шумерам – прародителям украинской нации. В те давние времена он с шестиконечной звездой в центре служил олицетворением богини Инанне, покровительницы семейного очага, урожая, воинской победы и правосудия.
Смена поколений и религиозных верований мало повлияли на неотъемлемую составляющую символа вечности (недаром венок изображен на саркофаге Ярослава Мудрого), ведь каждый его элемент нес сакральный смысл, в котором навсегда отпечатался код украинской нации. Веночек был частью традиционных церемоний от обрядовых до ритуальных, каждый со своим видом плетения (насчитывается более семидесяти видов) и подбором элементов (цветы, ленты, нити), который должен был кодировать будущее для персоны его носящей на добро, богатство и счастье.
Сама процедура плетения с определенного для каждого вида трав момента сбора занимала не один час. Ведь для лучшей сохранности зелени (быстро увянувший веночек был недобрым знаком) их следовало выдержать в специальном настое, а сочетание не только выражало сокровенные мысли и чаяния мастерицы, но и служила для определения социального статуса обладателя (так голубая лента являлась символом сиротства, а чисто-белая – данью памяти умершим).
Первый свой веночек дочери одевала мама, которая с любовью вплетала в него среди утренней росы и песнопений ромашку как символ чистоты помыслов и ясности разума, а так же мяту для защиты от всевозможных хворей. Материнкой же выражалась всеобъемлющая любовь родительницы к своему чаду, служа своего рода молитвой-оберегом на все случаи жизни. Количество видов трав в детском, сплетенном мамой символе солнца соответствовал количеству полных лет девочки, а с тринадцати и до замужества девушка плела его уже сама из других составляющих, символизировавших красоту (калина), верность (подсолнечник), чистоты (лилия) и ум (хмель).
В плетеном кольце на Ивана-Купала всегда был барвинок для оберега бессмертия души от злых духов (именно поэтому существовало поверье, что если веночек тонул, то его хозяйку ждала скорая смерть, а если плыл по реке – счастливое замужество). По обычаю юноша должен был выловить из реки кольцо именно своей избранницы, для чего она выделяла его среди прочих определенным, заранее обговоренным элементом – ярким цветком определенного цвета или сочетанием оных. Вода же была благословляющим фактором и связующей нитью этого союза.
Жатвенный веночек из не срезанных во время сбора урожая колосков в переплетении с маками и васильками торжественно возлагался на голову самой прекрасной из селянок. Затем вся торжественная процессия с мальчиком, несшим сноп ржи, во главе отправлялась на подворье хозяина, который принимал дар из рук ребенка с пожеланиями следующего урожайного года. в знак признательности за что угощал всю компанию яствами и питьем.
Свадебный веночек – особо почитаемый украинский оберег, который хранился всю совместную жизнь. Его плели в девичий вечер и основным его элементом выступал так же барвинок (хотя его нарезали в разных регионах страны или у соседей, или на родовой могиле с просьбой предков о защите нового семейного союза). Кроме того полный букет его должны были составлять двенадцать видов трав и цветов, среди которых доминантами выступали маки (красота и плодовитость), тысячелистник (непокорность). Из прочих атрибутов могли присутствовать монетки, металлические бляшки, бусины и разноцветные нити.
Другой составляющей головного убранства из трав были ленты, которые вплетались от от центра начиная со светло- коричневой – символа плодородной земли, от нее по бокам шли золотые как солнечные лучи, далее – зеленые олицетворения весеннего пробуждения природы и молодости, за ними синие нити неба и рек, а заканчивали фиолетовыми (мудрость) и малиново-розовыми (богатство и достаток). Причем фата заменила ленты лишь в советское время.
Так что веночек – был неотъемлемой составляющей украинской жизни, как символ жизни и вечный оберег с малолетства и до самой смерти сквозь все счастья и невзгоды человеческого бытия.