Долгий путь к красоте начинался совсем не в уютном доме гуцульской мастерицы, а там – среди горных долин, где росла конопля среди дождей и теплых солнечных лучей. Потом длинные зеленые стебле надо было еще собрать, вымочить, стипать, спрясть, смотать, прозолить, поснувать, соткать, отбелить… Только когда ткань готова, можно приступать к шитью главной составляющей какого-либо традиционного украинского наряда – рубашки.
Ушиванки (длинные утепленные подшивкой в нижней части) и вышиванки (короткие) рубашки на Гуцульщине шились из двух полотнищ домотканой конопляной ткани, которые образовывали стан. К нему перпендикулярно вшивались сплошные рукава, собираемые вышивкой на манжете и в верхней части вместе с плечевой частью стана, что образовывало контур горловины. Для вышивания крестиком или низанкою использовали одноцветные или полихромный набор шерстяных или конопляных нитей белого, черного, красного, зеленого и желтого цветов.
Позднее (где-то в XIX веке) на смену классическому крою пришла так называемая «греческая» вышивка, которая также распространилась по Закарпатью, Буковине, Приднепровью – спинка и полочка складывались каждая из трех частей (боковые клинья-полуполки кроились единственной деталью для передней и задней части) плюс цельнокроеный рукав и имела характерный квадратный вырез. К верху средней части полочки и спинки пришивали отдельный сложенный вдвое прямоугольник шириной 4 – 6 см собираемый вышивкой (задний просто собираемый), который служил своеобразным воротом, что и придавало горловине ту самую квадратную форму. Также вышитые буфы украшали верхнюю треть рукава с переходом на полочку (уставки) и собирали рукав на манжет (дудик) с оставлением 3 – 4 см в виде оборки с обработанным краем. В качестве ткани для праздничной выбирали тонкую шерсть, а ежедневной (репехи) – конопляное полотно.
Второй неотъемлемой деталью женского гардероба была юбка («запаска», «плата», «дымка», «андарак»), которую также носили на Полесье. Она состояла из цельного полотна с единственным боковым швом и пришитым к верхнему краю очень длинным поясом, который обматывался вокруг стана несколько раз и завязывался впереди. После широкого распространения результатов технической революции XIX века и появления в свободном доступе тканей (ситца, шелка, велюра, сиркасу), мода несколько изменилась – юбка стала в складку (плата на ракота). В праздничные дни под запаску надевали белую выходную нижнюю юбку (фартук, торова) с кружевом (чипком) по нижнему краю, который непременно должен выглядывать из-под верхней. По будням, чтобы не замазать, поверх плата надевали приплату (фартук) – густо собранный по верху кусок ткани с украшением в две ленты и две поперечные склады понизку (редко по контуру отороченный по краю атласной лентой в складку – «фодрочка») на поясе завязываемом сзади.
Поверх вышиванок молодые женщины носили блузыки (кофточки с длинным или коротким рукавом на манжете или без) длиной до талии, или длиннее ее на 10-15 см, а пожилые женщины и девушки – короткие жилеты до талии («лейблыки»). Жилеты шили из бархата зеленого или черного цвета с круглым выкат, застегивались они на шесть пуговиц или крючков (гапликыв), а украшались красной или белой лентой-«кривулькой» по проймам и контуру края.
Зимой жилетки заменяли меховые кожушки (они же, только теплее и с воротничком-стойкой). Из меха кроились все три части, затем их стягивали шерстяными нитками, далее шла очередь симметричных украшений: сафьяновых или суконными лент, листочков и цветочков коричневого или вишневого цвета, металлических колец (пистонов) и нитяных кистей, вышивки гладью шерстяными или гарасовыми нитями, при этом все детали обшивались по контуру черным шнурочком.
Кроме того гуцулки носили суконные куртки- «лейбаны», которые по фасону повторяли кожушки но имели цельнокроенные рукава. Украшали их по полам узкими лентами сукна (клапаны) с обшивкой по контуру черным шнурочком и нитяными кистями, вышитым геометрическим орнаментом и мелкими колечками (глазками).
Существовал так же такой вид женской верхней одежды как куртка-кобата длиной ниже талии из шерстяной ткани в клетку белого, серого или черного цвета с добавлением цветных нитей. Она кроилась из шести частей, имела длинный рукав на манжете с пуговицей, пояс, открытый воротник, клапаны на карманах. Из украшений – черная оторочка на манжетах и клапанах.
Из обуви гуцульские женщины предпочитали кожаным постолы или чоботы, характерной особенностью которых был загнутый вверх носок и закругленная пятка. Позже в обиход вошли топанки (подошва, носок и пятка на шнурке) черной или коричневой хромовой кожи, украшали которые отсрочкой или вырезанием орнамента. На небольшом каблуке они были подбиты деревянными гвоздями, а позже для продления использования – их стали прошивать смоченными в масле нитками.