Его фигура в зависимости от литературного источника предстает перед глазами изумленного современника или в идеально положительном или в резко негативном свете, хотя скорее всего он был только олицетворением правителя со своими достоинствами и недостатками своего времени, когда жестокость была едва ли не единственным средством выживания, хотя конечно комплексы своего бастардового происхождения были с ним рядом всю жизнь. Владимир Великий – православный святой, креститель Украины-Руси.
Удивительно, но даже точную дату появления на свет Великого никто не может точно выяснить и все потому, что рожден он был от князя киевского Святослава вне брака простой ключницей Малушей. Именно для легализации как княжеского сына благодаря интригам дяди по матери Добрыни, который хотел властвовать, но не имел законных прав на это в виду безродности, его малолетнего пригласили княжить в Новгород, который сам из-за провинциальности не мог претендовать на внимание законного сына властителя страны.
Начало междоусобной войны за Святославово наследство (киевского князя убили печенеги в 972-ом) заставил Владимира вместе с дядей искать спасения в Швеции, так как Ярополк имел к нему большие счета не столько за посягательство на отцовский престол, сколько за претензии на руку полоцкой княжны Рогнеды. Но это бегство продолжалась недолго и было нужно лишь для накопления военной силы.
Этот шанс поквитаться за свое незаконное рождения бастард упустить не мог – при активном подстрекательство все того же Добрыни, он убил отца Рогенды, князя Рогволода, и насильно женился на той, что отказала ему: «Не хочу разуть (свадебный обряд) сына рабы» с намеком на мать-простолюдинку, отвоевал Киев, убив брата по отцу Ярополка, и воцарился в стольном граде Руси-Украины.
Даже причины принятия христианства в качестве государственной моно религии со стороны исторических фактов выглядит не столько небесным просветлением, сколько холодным расчетом с налетом все тех же комплексов – в 986-ом в Византии вспыхнуло восстание местных феодалов во главе с Фокой Вардой против императора Василия II Болгаробойца, который помогли подавить именно войска Владимира Святославича. По соглашению византийский император должен был рассчитаться за услугу рукой своей сестры Анны при условии принятия киевским князем крещения.
Взвесив все преимущества единой государственной религии, Владимир Великий после возвращения домой начал на месте славянских капищ ставить церкви, массово крестив города и села на подвластной территории. Так в Киеве его стараниями появились церкви Святого Василия на месте идола Перуна и Десятинная (Пресвятой Богородицы), построенная и содержимая на десятую часть его доходов.
Причем после крещения в доказательство благотворного влияния этого действа князь киевский на страницах летописей рисуется только в позитивном ключе – заботится о своем народе, устраивает пышные застолья по случаю религиозных праздников для всех, заботится о немощных, а если и продолжает воевать – то половцы сами виноваты, ибо не надо было убивать его отца Святослава.
В конце жизни судьба вновь жестоко обошлась с Великим – сначала его сын (или пасынок) Святополк, князь Туровский, поднял в 1012 году против него восстание (за что последний был наказан тюрьмой вместе с женой и ее духовником Рейнберном), а три года спустя – отцовский наместник в Новгороде Ярослав сделал ровно то же. С именем последнего Владимир и умер на устах: «Требіте путі и мостить мости … Іду на Ярослава, сина свого …» 15 июля 1015-ого.