Этот портрет хрупкой красавицы с длинными темными волосами на стене Винницкого художественного музея, несмотря на доминирование черной гаммы, завораживает своей глубиной то ли девичьих печальных глаз, то ли изысканной скромностью фигуры в темном платье с белым кружевом воротничка и манжетами. Неудивительно что Изабеллу продолжали страстно любить и помнить и после трагической смерти в восемнадцать.
Рожденная в фамильной резиденции Высоко-Литовск (ныне городок Высокое Брестской области Беларуси) через год после своего старшего брата Якуба-Ксаверия-Александра в счастливом браке Марии Констанция Сапега и Станислава Потоцкого она была лучиком счастья для своего сорокалетнего отца и любимицей обоих ветвей могущественных магнатских родов родителей.
Спокойный уравновешенный характер, ум и красота при огромном семейном состоянии, казалось бы, предсказывали Изабелле Потоцкой счастливую судьбу – неудивительно, что претендентов на ее руку было хоть отбавляй. Но сердце свое она отдала будущем III Ланьцуцькому ординатe, своему дальнему родственнику Роману-Альфреду-Марии Потоцкому, с которым обвенчалась через полтора месяца после своего восемнадцатилетия в варшавском приходе святого Антония 21 ноября 1882 года.
Наслаждаться счастьем молодым судьба отвела всего лишь короткий миг в четыре месяца, а затем длинноволосая (коса достигала полутора метров) красавицу Изабеллу забрала в свои объятия смерть – врожденный порок, и сердце не выдержало эмоциональных переживаний последнего времени, похоронена в родовой усыпальнице Ланьцуте. Она так и не узнала счастья материнства.
Сильно ли горевал князь Роман по своей молодой супруге… но через два с половиной года он женился вновь на подруге германской императрицы Августы, княгини Эльжбета Матильды Радзивилл, через семейные связи которой породнился почти со всеми королевскими домами Европы и получил богатые имения в том числе на Галичине. Но семья нежно хранила память о той, что покинула этот мир безвременно – через пять лет после смерти ее двоюродная сестра-свекровь, Мария Романовна Потоцкая, заказала венгерскому мастеру кисти Леопольду Горовицу портрет Изабеллы с фотографии варшавского ателье «Karoli & Pusch» до замужества.
После первой советской оккупации 1920-х портрет девушки был экспроприирован вместе с другой частной собственностью, но ему повезло уцелеть спасенному Владимиром Ивановичем Кочубеем для художественного отдела новосозданного ним Шепетовского окружного (краеведческого) музея в Славуте.
Далее его судьба могла сложиться иначе – он мог стать частью коллекции Шепетовского или Староконстантиновского краеведческих (были попытки переподчинить собрание), но судьба распорядилась иначе – владелицей «Украинской Мадонны» с нежным девичьим румянцем на персиковых щеках и печальным взглядом стала Винница, которую она берегла сквозь весь ужас устроенных красными голодоморов, боевых действий Второй мировой войны и тернии второй советской оккупации, чтобы встретить солнце украинской независимости и стать украшением коллекции Винницкого художественного музея.