Маестро камеры

В те давние или не слишком времена, когда мир кино основывался на реализме без использования компьютерных спецэффектов и моделирования, существовал целый пласт проблемных с технической точки зрения видов съемок, над решением которых век бились специалисты кинотехники, но так и не смогли усовершенствовать процесс. А потом на свободу вырвался талант, который двадцать лет держали в клетке советской серости и безразличия с приказной эпитафией «экспериментами никто заниматься не будет».

Хотя, профильное образование киноинженера и шестнадцать лет практики на киностудии Довженко стали именно тем основанием для Анатолий Акимович Кокуш на изобретательские эксперименты с камерой, плавно вращается на 360° вокруг движущегося на большой скорости автомобиля. Однако именно развал Советского Союза и возвращения украинской независимости дали ему возможность в 1993-ем создать собственную фирму «Фильмотехник», продукцию которой, несмотря на катастрофическую нехватку средств, украинская команда пыталась представить на высоком международном уровне выставок, ярмарок, специализированных журналов. А удивлять иностранцев было чем – камера «Flight Head» через три года произвела настоящий фурор на выставке в Нью-Йорке и шквал публикаций в иностранной прессе.

Расходы на билеты, аренду павильонная и доставку из последних средств оправдала себя – интересную разработку украинцев заметил Джеймс Кэмерон и использовал в своем новом фильме, которому суждено было стать самым кассовым во всемирной истории кинематографа. «Титаник» со знаменитой сценой полета на носу корабля, снятой именно камерой Кокуша, стали тем трамплином, который вписал имя Кокуша золотыми буквами в анналы Голливуда.

Вышеупомянутый камера «Flight Head», дистанционно управляемая гиростабилизированная стрела с вылетом на двадцать пять метров для снятия масштабных сцен «U-crane», телескопическая камера длиной двадцать один метр для труднодоступных мест «Каскад» … без них всемирно известные «Война миров», «Молитва за гетмана Мазепу», «Троя», «Мамай», «Миссия невыполнима», «Хоббит», «Форсаж», «Богдан Хмельницкий» и еще много-много не менее знаменитые ленты ни были бы сами собой без изобретений фильмотехниковцев.

Недаром же в 2006 году за свои изобретения украинец вместе с коллегами, Юрием Поповским и Алексеем Золотаревым, получили два технических «Оскара» за свои изобретения. Интересен факт, что почти сразу главный изобретатель чуть не потерял в Вашингтонском аэропорту высшие награды американской киноакадемии, когда один из служащих неосторожно бросил чемодан с ними на досмотровый стол, заподозрив Анатолия в попытке провоза запрещенных металлических вещей. Инцидент моментально решился к удовольствию обеих сторон, когда заветные «Оскары» появились на свет из глубин ручной клади – служащие радовались им так, будто сами получили статуэтки, сделали памятное фото, а их владелец – спокойно улетел в Амстердам.

Но счастью получения двух из шести технических высших награды киноиндустрии предшествовали горечь разочарования, нервы и кропотливой работы по сбору доказательной базы, так как ключевую роль Кокуша в изобретении обжаловала американская компания-конкурент, которая перекупила одного из сотрудников Андрея (перебежчик забрал с собой информацию в том числе техническую о старых изобретения и новейшие разработки «Фильмотехника»).

Эта неприятная ситуация лишний раз подтвердила дальновидность украинца, который патентовал свои разработки (что в сочетании с использованием прототипа «Flight Head» на съемках советского «Если враг не сдается» (1982) и патентом от 1984-го, в конце концов и обеспечило ему двух «Оскаров»). Сейчас украинская компания имеет многочисленные зарубежные ответвления, сотни местных, три американских и один евросоюзовский патенты, хотя от подделок и кражи технологий это все равно не спасает (как отмечает сам автор). Ведь в основе всех сложных камер с выше обозначенными характеристиками лежат те самые разработки украинских специалистов.

21-11-2020 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.