Украинское гостеприимство

Где-то на тонкой грани язичництва и христианства, корни которых за давностью лет и не найдешь, лежат украинские традиции гостеприимства и сейчас широко распространенные среди местных семей (вряд ли кому в гости неожиданно не приходили друзья – родственники – или просто знакомые). Они, даже, являются неотъемлемой официальной частью представительно-дипломатического этикета от протокола приема высших должностных лиц и до официальных праздничных мероприятий местного уровня.

Обычная украинская доброжелательность и заповедь от Христа «Возлюбите ближнего своего как самого себя» обеспечивали не только радушный прием знакомым, но и хлеб – кров для любого путника от нищего до святого отца (граница меж ними была всегда только призраком), который постучал в дверь. Хотя по неписаным правилам народного этикета без надобности гости старались не беспокоить хозяев в будние дни или во время осенне-весенних полевых работ. Заставить нарушить их могли только острая необходимость, да и то в таком случае ритуал приема максимально упрощался, ограничиваясь приветствием с обязательным приглашением в дом (на что вежливый гость должен был обязательно переступить порог, чтобы показать свои добрые намерения).

Ожидаемые же гости на праздники или выходные встречались на условном пороге (в зависимости от привода – у ворот или дверей в дом) хлебом с солью, что символизировало собой самый высокий уровень уважения, ибо каравай, как символ солнца, с дохристианских времен считалась в украинской семье самой ценной вещью, в которую вложено много труда хозяев, летних лучей, капель дождя… в то время как соль была и остается отождествлением жизненных испытаний (как говорит народная мудрость «нет судьбы без соли»). Поэтому священный тандем хлеба-соли на рушнике приподнесенный гостю – это признание хозяевами его за друга, с которым они готовы разделить все самое ценное и в радости, и в горе.

Интересное поверье связано с так называемым «полазником» (гость, который первым переступает порог на Новый год или Рождество). Его ждали со страхом и надеждой, потому что если это был сильный и здоровый мужчина, то семью ожидал хороший урожайный год полный счастья, достатка и здоровья. Именно поэтому на так называемый «Старый» Новый год по всей стране и сейчас парни и мальчики собирают свои щедрые жатвы деньгами и сладостями в ночь на 14 января, сакрально принося в дом украинцев будущее благосостояние.

После искренних приветствий по украинской традиции гостя надо было неприменно щедро угостить, разделив с ним еду и питье. Именно поэтому на стол хозяйка, чтобы не обидеть визитера и немного похвастаться своим гостеприимством, выставляла все, что имела в кладовке, а если повад был праздничным – то просто ломился от разнообразных яств согласно древних реестров соответствия торжеству. Трапеза начиналась с преломление хлеба хозяина дома и гостя в знак взаимного уважения и добрых намерений, и первый кусок хлеба всегда съедал голова, демонстрируя его безопасность (так же было и с блюдами).

Ну и какой же гостеприимный стол без рюмки хорошего вина или водки? Даже при скромном застолье гостю подносили хотя бы один бокал, который он выпивал вместе с обитателями дома с заздравными пожеланиями. На торжествах же бокал был далеко не один и заздравные тосты звучали по числу гостей. При этом недоедать или недопивать в гостях было дурным тоном и оскорблением для принимающем дома, поэтому украинское застолье – это то еще испытание для здоровья.

Прощание после гостин тоже имело определенный ритуал – гости благодарили хозяев за «хлеб-соль» и приглашали на ответный визит, получив «на дорожку» вкусностей, горбушку праздничного каравая и пироги вместо тех, что гости принесли с собой для одаривания хозяев дома (обычно какая-то еда , напитки и небольшие подарки для детей, если таковые были в наличии). А потом – расходились до следующего раза.

29-01-2021 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram

Комментирование этой статьи закрыто.